Skip to main content

Анализ ситуации на железной дороге Великобритании

British_TrainНесмотря на повышение эффективности работы отрасли и увеличение объемов перевозок отмечается ряд негативных явлений. Прежде всего, это тенденция к преобразованию государственной монополии в частную. В ходе процесса концентрации собственности и капитала происходит укрупнение организационных структур.

Во-вторых, в результате конкурентной борьбы контроль над грузовыми и почтовыми перевозками перешел к иностранным (американским) компаниям. В-третьих, приватизация отрасли и ее реструктуризация не позволили решить проблему инвестирования в развитие инфраструктуры железных дорог. После разгосударствления на железных дорогах страны произошла серия крупных аварий, в том числе и с человеческими жертвами. Поезда на отдельных направлениях в новом тысячелетии стали ходить медленнее, чем при королеве Виктории. Так, согласно справочникам в 1900 году дорога от Ливерпуля до Манчестера занимала всего 40 минут. Теперь, чтобы преодолеть это расстояние, на поезде требуется на семь минут больше. В1898 году поездка от Ливерпуля до Саутгемптона занимала 35 минут, сейчас этот же путь можно проделать за 46 минут. Причем это не связано с изменением маршрута или увеличением числа станций.

Ежегодно британские железнодорожные компании вынуждены выплачивать огромные штрафы за опоздания пассажирских поездов. Самым урожайным оказался 2001 год. Тогда только с апреля по октябрь штрафные санкции составили 41, 2 млн фунтов стерлингов (около $60 млн). Анализ ситуации на железной дороге показал, что причинами продолжающихся аварий и нарушений расписания движения поездов являются неудовлетворительное состояние путей и неэффективность существующей системы управления железнодорожным транспортом.

Для улучшения ситуации правительство лейбористов разработало специальный план развития железных дорог до 2010 года, в соответствии с которым в отрасль будут привлечены инвестиции в размере 73, 5 млрд фунтов стерлингов. Эти средства в основном будут направлены на обновление и модернизацию подвижного состава, железнодорожного полотна, систем безопасности движения с целью повышения уровня услуг и привлекательности железнодорожного транспорта среди потенциальных пассажиров в условиях ужесточения конкурентной борьбы с другими видами транспорта. В 2004 году министерство транспорта страны опубликовало "Белую книгу: Будущее железнодорожного транспорта", раскрывающую долгосрочные планы правительства по реорганизации отрасли. Они предусматривают меры по возвращению государству контроля над железными дорогами.