Skip to main content

Пул (объединение) EUROP

Основанный 2 марта 1953 г. одноименным Соглашением, пул EUROP являлся парком самых распространенных типов вагонов (вагонов-платформ, полувагонов, крытых), созданным объединением вагонов железных дорог шести стран, основателей Европейского Экономического Сообщества: ФРГ, Франции, Италии, Бенилюкс, а также Дании, Швейцарии и Австрии (DB, SNCF, FS, SNCB, NS, CFL, DSB, CFF, ÖBB, то есть, сетей с обычной шириной колеи континентальной Европы до железного занавеса).   Железные дороги ФРГ и Франции к тому времени заключили двустороннее соглашение по совместному использованию вагонов с 1-го января 1951 г. 1951 DB und SNCF ein bilaterales Abkommen über die gegenseitige Nutzung von Güterwagen besc

Основной причиной создания этого соглашения было сокращение стоимости перевозок путем ограничения прогона пустых вагонов. Ни вагоны МПВ, ни вагоны EUROP не должны были возвращаться пустыми в свои железнодорожные сети. Вагоны МПВ могли быть снова загружены, но только в направлении, приближающем их к своей родной сети. Сети получатели вагонов МПВ EUROP могли их сохранить за собой и использовать как свои, в том числе для перевозок в другие страны участвовавшие в объединении. Сбалансированные транспортные потоки развели эти вагоны по всем девяти странам участникам.  

Вначале сети предоставили объединению только старые вагоны, оставив самые современные для внутренних перевозок. Затем парк EUROP получил новые вагоны стандартного типа, созданные в начале 1960-х при помощи UIC, Бюро исследований и испытаний, которое позже стало European Railway Research Institute. Эта стандартизация позволила сетям получить вагоны с идентичными техническими и коммерческими характеристиками. Но некоторое время спустя изменились способы загрузки и эти вагоны, в частности крытые, больше не соответствовали  требованиям погрузчиков, самые прибыльные перевозки осуществлялись специализированными вагонами частных лиц и их индекс использования был значительно выше.

Кроме высокого уровня простоя вагонов, система пул способствовала злоупотреблениям. Некоторые сети присваивали вагоны для реализации своих внутренних перевозок и отправляли их в родные сети только после проверок. В вагоноремонтных цехах стали замечать, что вагоны, отправленные с дубовым полом,  возвращались с сосновым.  Утверждают, что после открытия железного занавеса и либерализации, объявленной в Германии в 1994 г., Железные дороги ФРГ (DB) жаловались, что им не удалось получить назад свои вагоны, ушедшие на восток и, якобы, именно Железные дороги ФРГ способствовали роспуску пул.   Ничего не мешало теперь новым железнодорожным предприятиям конкурировать с железнодорожными предприятиями, происшедшими из старых сетей и имеющими свои вагоны. Им достаточно было покопаться в этом парке самообслуживания; вагоны, поставленные Железными дорогами Германии на частную ветку клиента, могли быть загружены этим же клиентом, а их перегон мог быть поручен другому железнодорожному предприятию.

Решение о роспуске парка EUROP было принято в ноябре 2001 и вступило в действие 31 декабря 2002.  Официально, потому что эта система кооперации между сетями, каждая из которых является монополистом в своей стране, не совместима с европейскими директивами, создающими систему конкуренции среди железнодорожных предприятий  трансъевропейской, открытой сети, в которой каждый обеспечивает движение и несет ответственность за свои поезда и их оснащение с пункта отправления до пункта прибытия.