Skip to main content

Программа модернизации железных дорог Чехии

Posted in

Чешские железные дорогиВ Чехии реализуется беспрецедентная по своим масштабам программа совершенствования железнодорожной инфраструктуры, которая может существенно повлиять на перевозки как во внутренних, так и в международных сообщениях.

Расположение Чешской Республики в центре Европы идеально для роли железнодорожного транзитного коридора в перевозках в направлении как с севера на юг, так и с запада на восток. На территории площадью 78866 км2 эксплуатируется сеть общей протяженностью 9458 км, благодаря чему страна занимает одно из первых мест в мире по густоте железнодорожных линий (рис. 1). Сеть сформирована в основном однопутными линиями колеи 1435 мм; электрифицировано 3216 км линий (34% общей протяженности), имеется 6798 мостов, 164 тоннеля, 801 пересечение в одном уровне. Пассажирские и грузовые перевозки осуществляются 89 операторами. В инфраструктурной компании SZDC занят персонал численностью 17331 чел. Однако неудовлетворительное состояние инфраструктуры, в основном однопутной, многие годы ограничивало скорость движения и не позволяло реализовывать высокий геополитический потенциал сети.

Около 20 лет назад в Чехии приступили к выполнению масштабного плана совершенствования железнодорожной инфраструктуры, заключительный этап финансирования которого приходится на период с 2014 по 2020 г. В настоящее время уже заметно существенное изменение ситуации. Повышение технического уровня инфраструктуры создает предпосылки для усиления конкурентоспособности железных дорог, а сопутствующее внедрение нового, современного подвижного состава способствует формированию привлекательных и эффективных с точки зрения клиентуры предложений по транспортному обслуживанию.

Мероприятия по модернизации железнодорожной инфраструктуры сфокусированы в четырех ключевых коридорах:

  • коридор I (север — юг): граница с Германией — Прага — Пардубице — Брно — Бржецлав с ответвлениями в Австрию и Словакию:
  • коридор II (север —юг): граница с Польшей — Острава — Пршеров — Бржецлав;
  • коридор III (восток — запад): граница со Словакией — Хеб (граница с Германией) через Остраву, Оломоуц, Прагу и Пльзень;
  • коридор IV (север —юг): граница с Германией — Прага — Ческе-Будеёвице — граница с Австрией.

В настоящее время приближаются к окончанию запланированные работы в первых двух коридорах. В третьем коридоре полным ходом ведутся работы в Пльзеньском узле и в тоннеле близ местечка Ейповице. Этот тоннель длиной 4,15 км после завершения строительства станет самым протяженным железнодорожным тоннелем в Чехии. В коридоре IV ведется укладка вторых путей, что позволит сократить время следования пассажирских поездов в сообщении Прага — Ческе-Будеёвице с 2ч 30 мин до 1ч 40 мин.

Основной целью проводимых усовершенствований является повышение скорости движения пассажирских поездов до 160 км/ч (в зависимости от местных условий), поэтому очевидным результатом этой работы станет сокращение времени следования поездов как во внутренних, так и в международных сообщениях. Уже сейчас продолжительность поездки между Прагой и Остравой сокращена почти на 30%, а также повышена скорость движения поездов на таких международных маршрутах, как Берлин — Прага — Вена/Братислава, Прага — Острава — Варшава/Кошице, Варшава — Острава — Вена.

Грузовой поезд на мосту в 40 км от Брно

Рис. 1. Грузовой поезд на мосту в 40 км от Брно

Этапы внедрения системы ETCS на железных дорогах Чехии

Рис. 2. Этапы внедрения системы ETCS на железных дорогах Чехии

Модернизация инфраструктуры, помимо повышения безопасности перевозочного процесса и точности выполнения расписания движения поездов, обеспечивает снижение расходов на ее текущее содержание. В грузовых перевозках появляется возможность повышения допустимой осевой нагрузки до 22,5 т и эксплуатации подвижного состава с европейским габаритом погрузки GC.

Финансирование проводимых работ осуществляется за счет национальных источников и частично ЕС —в частности, в 2007-2013 гг. средства выделялись в рамках «Стратегической программы для транспорта». Стоимость уже произведенных работ достигла 142 млрд крон (5,87 млрд долл. США), а оставшихся оценивается в 45 млрд крон. Ожидается, что ЕС также примет участие в их реализации.

Чехия подавала заявки на финансирование четырех проектов из Фонда объединения Европы, в том числе две заявки по проекту Пльзеньского узла (реконструкции линии Пльзень — Домажлице и станции Пльзень). По этому проекту доля ЕС может составить до 82%. SZDC готовит следующие заявки на финансирование до 2020 г.

Современные технологии

Многие реализуемые на железнодорожной сети Чехии проекты предусматривают внедрение перспективных технологий, включая телекоммуникационную систему на базе платформы GSM-R, систему управления движением поездов AVV (чешская разработка), европейскую систему управления движением ETCS, с целью повышения эффективности эксплуатации сети.

Развертывание системы ETCS имеет в SZDC высший приоритет, поскольку ведется в рамках национального плана, контролируемого Министерством транспорта Чехии и согласованного соответствующей комиссией ЕС (рис. 2). SZDC несет ответственность за разработку концепции системы ETCS второго уровня, монтаж, внедрение, эксплуатацию и техническое обслуживание устройств. Опытный участок системы подготовлен в районе станции Колин коридора I, продолжаются работы в направлении на Бржецлав. К 2020 г. планируется оснастить этой системой примерно 1350км наиболее ответственных участков сети, для этого потребуется ежегодно вводить в эксплуатацию около 250 км, что является для компании SZDC весьма сложной, но вполне выполнимой задачей.

Основной целью перехода на эту систему является повышение безопасности и эксплуатационной совместимости с железными дорогами соседних стран, упрощение и ускорение пересечения границ с сопредельными государствами благодаря устранению существующих в настоящее время задержек и ограничений. Полностью завершить оснащение системой ETCS всех четырех коридоров планируется к 2030 г.

Очевидно, что реализация преимуществ от внедрения системы ETCS возможна только при соответствующей оснащенности подвижного состава, эксплуатируемого как во внутренних, так и в международных сообщениях. В настоящее время компания SZDC ведет активные переговоры с государственными инстанциями и операторами перевозок по стратегии оснащения подвижного состава бортовым оборудованием системы. С целью мотивации собственников подвижного состава государство окажет им поддержку в рамках реализуемой стратегической программы развития транспорта на период 2014 - 2020 гг. Рассматривается использование двух инструментов:

  • направление средств из фондов ЕС на субсидирование приобретения и монтажа соответствующего бортового оборудования в интересах операторов, зарегистрированных в Чехии;
  • предоставление льгот, гарантированных государством, при оплате пользования инфраструктурой операторам, эксплуатирующим подвижной состав, оснащенный средствами системы ETCS.

Таким образом, адекватное финансирование становится гарантом нужной скорости реализации намеченного в части оснащения как напольным, так и бортовым оборудованием системы ETCS.

Эксплуатационная совместимость

Операторы грузовых перевозок выиграют не только за счет усиления эксплуатационной совместимости, но и от масштабов модернизации, проводимой при поддержке ЕС в таких коридорах, как Балтика — Адриатика, Восток/Восточное Средиземноморье, Северное море — Балтика, Чехия — Словакия. В Чехии доля железных дорог в грузовых перевозках в настоящее время составляет 17%, что существенно выше, чем в других европейских странах. Однако некоторые несомненные преимущества автомобильного транспорта могут изменить сложившееся положение. Так, режим платного проезда действует не на всех автомобильных дорогах, тогда как плата за доступ к инфраструктуре железных дорог взимается со всех пользователей.

На железнодорожных грузовых перевозках также сказывается рост спроса на пропускную способность со стороны новых пассажирских операторов. В коридоре Прага — Острава действуют три оператора— CD, Leo Express и Regiojet (рис. 3 и 4), каждый из которых стремится привлечь больше пассажиров. Это хорошо для пользователей, которые выигрывают от снижения платы за проезд, увеличения частоты курсирования поездов и качества обслуживания (рис. 5).

Однако рост спроса на пассажирские перевозки, в том числе в пригородных сообщениях, ведет к быстрому исчерпанию резервов пропускной способности, особенно на линиях около крупных городов, и создает дополнительные трудности для инфраструктурной компании. SZDC неизбежно придется заниматься развитием инфраструктуры, используемой пригородными и региональными поездами. В первую очередь это устранение ограничений скорости, повышение пропускной способности за счет укладки вторых путей на всем протяжении коридоров и их электрификации, включая переход на систему переменного тока 25 кВ, 50 Гц. В частности, министерство транспорта объявило тендер на разработку концепции перевода линий суммарной протяженностью 1796 км на севере страны, электрифицированных на постоянном токе ЗкВ, на систему электрификации переменным током 25 кВ, 50 Гц. Большое внимание уделяется повышению безопасности, в том числе на переездах.

Поезд оператора Regiojet

Рис. 3. Поезд оператора Regiojet

Поезд оператора Leo Express

Рис. 4. Поезд оператора Leo Express

Зал продажи билетов на поезда Leo Express в Праге

Рис. 5. Зал продажи билетов на поезда Leo Express в Праге

Финансирование этих проектов будет также осуществляться преимущественно за счет национального бюджета и источников ЕС. Участие региональных администраций ограничится финансированием проектов, касающихся развития и обустройства станций. Однако известен и другой пример, когда региональные источники привлекались к строительству новой инфраструктуры, а именно электрифицированной линии в остравский аэропорт Леоша Яначека. Аэропорт принадлежит Моравскосилезскому краю, который и принимал участие в финансировании строительства. Этот опыт может стать прецедентом для будущих проектов.

В целях детального изучения региональных транспортных потребностей и информационного обеспечения процесса перспективного планирования SZDC в 2015 г. приступила к реализации программы прямых контактов с заинтересованными организациями и населением. Официальные представители SZDC посещают отдельные районы страны, знакомят их администрации с планами совершенствования инфраструктуры и получают дополнительную информацию о реальных транспортных потребностях на местах. Полученную таким образом информацию тщательно анализируют и уточняют, чтобы определить линии с наибольшим потенциалом роста перевозок.

Еще одним важным направлением работы является модернизация железнодорожных линий, связывающих Чехию с Германией. В настоящее время пассажирские перевозки в Баварию выполняются в основном автобусами, которые доставляют пассажиров в Нюрнберг за 4 ч, в Мюнхен — за 5 ч. Для сравнения: на поездку в Мюнхен по железной дороге требуется 6 ч.

SZDC завершила предварительные исследования по проекту электрификации линии Пльзень — Домажлице — граница с Германией. Этот проект также включает строительство вторых путей на отдельных участках и другие работы, обеспечивающие повышение скорости движения. Ведутся также переговоры с соответствующими инстанциями в Германии о создании современной железнодорожной связи с Мюнхеном, удобной для обеих сторон.

Еще одно предпроектное исследование, проводимое SZDC совместно с министерством транспорта и администрацией земли Саксония, касается развития коридора Усти-над-Лабем (север Чехии) — Дрезден. Этот участок рассматривается как составная часть высокоскоростного коридора Прага — Усти-над-Лабем.

Отсутствие железнодорожной инфраструктуры, пригодной для движения с высокой скоростью, ставит Чехию в невыгодное положение в сравнении с другими странами Европы, поэтому работы по выходу из этой ситуации особенно актуальны. Разработан план Rapid Service, в котором определена сеть линий для движения со скоростью 200 и 350км/ч с конечной целью существенного сокращения времени поездки между крупными городами страны. Выполнение работ на основной части сети позволит к 2030 г. повысить скорость движения до 200 км/ч в сообщении Брно — Пршеров и Брно — Бржецлав, а на новой высокоскоростной линии Прага — Ловосице будет возможно движение со скоростью до 350 км/ч.

Таким образом, Чехия выполняет свои обязательства по модернизации основной части железнодорожной сети страны в соответствии с требованиями ЕС. К 2050 г. планируется завершить строительство высокоскоростной линии от Ловосице до Усти-над-Лабем, а также участков Прага — Брно, Пршеров — Острава, Прага — Вроцлав. После этого продолжительность поездок, например, между Прагой и Брно составит 1ч 15 мин по сравнению с 2ч 37 мин в настоящее время.

Компания SZDC играет важную роль в модернизации транспортной инфраструктуры страны в соответствии с требованиями правительства страны и ожиданиями ЕС, которые возлагают на железные дороги особые задачи как в пассажирских, так и в грузовых перевозках. В ближайшее время к компании перейдет ответственность за имущественный комплекс железных дорог Чехии (CD), включая станционные сооружения. Тем самым будет завершен процесс реорганизации сектора железных дорог.

Оптимальное использование этого вида транспорта после технической и организационной модернизации становится важнейшей задачей структур, участвующих в перевозочном процессе. При этом компания SZDC уже доказала свою состоятельность с точки зрения содержания инфраструктуры в технически исправном состоянии и способность удовлетворить в будущем более жестким требованиям.

Железные дороги мира - 2016, № 1