Skip to main content

Определение границ подсистемы «Инфраструктура» (Раздел 4)

Преамбула раздела
Европейская система высокоскоростного сообщения – это интегрированная единая система, которая должна обеспечить интероперабельность в том, что относится к основным требованиям. Директива четко указывает (Ст. 5 п. 4), что ТСИ не создают препятствий решениям стран-членов Евросоюза, касающимся эксплуатации новой или модернизированной инфраструктуры. Это означает, что должно быть обеспечено движение не только высокоскоростных, но и обычных поездов.

Технические спецификации на уровне участка
Описание документа.

Этот параграф описывает все характеристики элементов конкретного участка инфраструктуры:

  • Расстояние между рельсами (колея);
  • габариты;
  • межосевое расстояние между двумя ж/д путями;
  • профиль (уклон и склон);
  • минимальный радиус кривизны;
  • возвышение наружного рельса в кривой и его недостаточность;
  • эквивалентная конусность;
  • геометрические показатели пути и пределы отдельных дефектов;
  • наклон рельса и его профиль;
  • путевые механизмы;
  • сопротивление рельсов;
  • динамические нагрузки на сооружения;
  • жесткость рельсов;
  • перепад давления в туннелях;
  • воздействие поперечного порыва ветра;
  • электрические характеристики;
  • шумы и вибрации;
  • перроны;
  • противопожарная защита и безопасность в туннелях;
  • доступ или проникновение на территорию объектов с оборудованием;
  • боковые проходы на случай эвакуации с поезда вне пределов вокзала;
  • указатели дистанции;
  • протяженность подъездных железнодорожных путей и терминалов;
  • оборудование для обслуживания подвижного состава;
  • вылет балласта;
  • правила обслуживания.

Условия, которым призваны соответствовать эти элементы, должны, по крайней мере, соответствовать ныне действующим. То есть, они должны допускать движение составов длиной 400 м и массой 1000 тонн со скоростью, не превышающей 350 км/ч на линиях 1-й категории.

Показатели, приведенные в ТСИ, касаются исключительно линий европейского стандарта ширины пути (1435 мм). Линии с другой шириной пути рассмотрены в отдельном пункте (пункт 7.3 ТСИ).

Характеристики высокоскоростных ж/д поездов могут быть улучшены путем применения таких специальных систем, как маятниковая подвеска. Специальные ТСИ для этого типа поездов применяются только в том случае, если они не вводят ограничений для других типов составов.

Несколько примеров технических особенностей
 Ширина пути: 1435 мм

Габариты:

  • линии 1-й категории: описаны в ТСИ «Подвижной состав»;
  • линии 2-й и 3-й категории: кинетические габариты GC,

В обоих случаях в ТСИ «Энергообеспечение» указаны габариты пантографа.

Расстояние между двумя ж/д путями
Расстояние между двумя ж/д полотнами зависит от скорости движения.

Профиль
Линии 1-й категории
Максимальный уклон: 35мм/м при условии, что:

  • изменение профиля на каждых 10 км пути не превышает 25мм/м;
  • максимальная длина уклона равного 35мм/м не превышает 6000м.

Уклон пути на ж/д станции не превышает 2,5мм/м.

Линии 2-й и 3-й категорий
В целом, значения ниже, чем значения для линий 1-й категории.

В случае модернизации должны соблюдаться условия для линий 1-й категории, за исключением конкретных случаев, когда это запрещено. В подобных случаях необходимо учитывать лимит тормозного пути поезда на таком ж/д пути.

Радиус кривизны
Он должен быть таким, чтобы угол наклона (возвышения наружного рельса) не превышал значений, указанных в следующем пункте.

Наклон (Возвышение наружного рельса)
Наклон не должен превышать 180 мм независимо от категории пути. Погрешность составляет ± 20 мм при максимальном значении 190 мм на смешанных линиях и 200 мм на линиях, отведенных под пассажирское сообщение.

Недостаточность наклона
Она варьируется в зависимости от некоторого числа параметров и приведена в специальной таблице.

Эквивалентная конусность
Речь идет о параметре, характеризующем взаимодействие рельс с колесами и позволяющем описать контакт между колесами и рельсами на прямых участках пути и на поворотах большого радиуса.
Этот параметр изменяется в зависимости от ширины ж/д полотна и расстоянием между внутренними частями оси. В ТСИ указаны различные формулы и показатели инфраструктуры высокоскоростного ж/д сообщения.

Геометрические показатели пути и допустимые пределы дефектов
Геометрия ж/д полотна напрямую связана с:

  • риском схода с рельс;
  • оценкой вагона в соответствии с требованиями к качеству;
  • выносливостью осей и тележек.

В случае несоблюдения этих требований, в ТСИ обозначены 3 пункта, которые необходимо учитывать:

Перечень незамедлительных мер (ПНМ) предлагает руководителю инфраструктурного подразделения железной дороги меры, направленные на снижение до приемлемого уровня риска схода с рельс. Одной из таких мер может быть даже остановка движения.

Перечень вмешательств (ПВ) предлагает руководителю инфраструктурного подразделения восстановительные меры, позволяющие отложить до следующей плановой проверки ПНМ.
Пределы оповещения (ПО) предлагает руководителю инфраструктурного подразделения проведение анализа геометрии пути и программирование работ по его техническому обслуживанию.

Отклонения от требований ТСИ обычно относятся к:

  • горизонтальному уровню пути;
  • продольному уровню пути;
  • искривлению пути;
  • расстоянию между рельсами.

В ТСИ приведены различные значения соответствующих показателей.

Наклон рельса
Как правило, угол наклона рельса к оси колеблется в пределах 1/20 - 1/40.

Путевые механизмы
Такие механизмы снабжены устройствами блокировки.

Для случаев, когда скорость на участке превышает 280км/ч, стрелочные устройства снабжены подвижным сердечником.

В ТСИ приведены различные нормативные показатели с определенной точностью значений.

Другие элементы
Подобным образом отдельно описаны и различные другие элементы.

Например, перроны. Точно указывается их высота, а также расположение по отношению к ж/д полотну.

Следует также отметить, что на линиях 1-й категории запрещены одноуровневые переезды, в то время на линии 2-й и 3-й категорий распространяется действие национальных нормативов. Пункт, касающийся вылета балласта, в настоящее время так  и не закрыт.

Функциональные и технические характеристики устройств сопряжения
Эти характеристики приведены в таблице.    

Другие элементы, перечисленные в разделе 4
Этот раздел состоит из пунктов, в которых речь идет о:

  • правилах эксплуатации и проведения работ;
  • правилах проведения обязательных работ по техническому обслуживанию и управлению инфраструктурой, а также планировании такого обслуживания;
  • необходимом уровне компетенции (отсылка к ТСИ технического обслуживания и инфраструктуры)
  • условиях безопасности и охраны здоровья персонала.

Последний пункт этого раздела посвящен обязанностям руководства инфраструктурного подразделения вести реестр, содержание которого описано в приложении D.