Skip to main content

Развитие континентального железнодорожного полотна

По мере своего расширения и подсоединения, железнодорожные сети образовали непрерывное железнодорожное полотно, покрывающее значительные территории и предоставляющее прямое железнодорожное соединение из края в край.  

Однако не все континенты располагают в одинаковой степени взаимодействующим железнодорожным полотном: для некоторых из них существует очевидная, хоть и теоретическая, возможность проехать поездом из одного конца в другой. Для других такой возможности нет.
Причины этих различий можно отыскать в условиях развития железнодорожных сетей, которые способствовали или нет возникновению больших взаимодействующих объединений.

Рассмотрим основные характеристики этих больших железнодорожных объединений.

Каждое из них отличается определенным количеством характеристик, необходимых для осуществления взаимодействия, самой очевидной из которых является ширина колеи. Если так называемая колея Штефенсон  применяется в Европе и Северной Америке, то колеи некоторых их конкурентов получили определенное развитие на других континентах.


Анализ
Исходя из этого сравнения железнодорожных сетей разных континентов и из способа их развития, можно выделить некоторые общие тенденции:

  • каждая крупная железнодорожная система континентального уровня отличается общими, свойственными ей спецификациями;
  • образование однородных и эффективных железнодорожных систем требует наличия определенных благоприятных условий, в том числе:
  • соотносимых технических спецификаций,
  • общих целей и политической воли

В действительности, при отсутствии возможности совместного использования без общих спецификаций, они редко вводятся, если нет объединяющей политической воли. 

В следующей части курса мы уделим больше внимания системам спецификаций железнодорожных сетей Европейского Союза и Сообщества Независимых Государств.

Железнодорожная сеть ЕС, развивавшаяся в условиях политической разобщенности, очень разнородна. И, несмотря на усилия Международного Союза Железных Дорог, на ней отрицательно сказались последствия различия в развитии. Европейская Комиссия пытается сделать ее совместно используемой.

Железнодорожная сеть СНГ, несмотря на то, что разделена между разными странами, является технически однородной, поскольку является следствием сильных тенденций централизации.

Эти две сети соединяются и взаимопроникают в Восточной Европе, где разграничение между обычной шириной колеи и ширококолейными путями никогда не было неизменным. Некоторые линии, из-за перемещения границ, за всю историю своего существования до трех раз меняли свою ширину колеи! Ширина колеи больше не соответствует политическим границам, потому что некоторые местности переходили из одной зоны влияния в другую, в результате чего в этих местностях строились ширококолейные пути, хотя остальная сеть страны имела обычную ширину колеи. То есть, в данный момент ставится вопрос о совместном использовании линий железнодорожных сетей, которые политически относятся к ЕС, но технически являются продолжением сети СНГ.