Skip to main content

Французская структура управления железной дорогой

Posted in
SNCF.jpgРеформа определила сохранение целостности государственной компании SNCF, ее ответственности за железнодорожные перевозки, управление движением и текущее содержание инфраструктуры сети. В то же время создание RFF более четко фиксирует ответственность государства за инфраструктуру, оставляя функции финансирования ее развития за государством.

Таким образом, государство в лице RFF освободило SNCF от финансовых проблем, связанных с инвестициями в развитие инфраструктуры (в том числе и от старых долгов). В реформе было предусмотрено четкое формулирование условий, при соблюдении которых SNCF выполняет социально необходимые функции, и особенно перевозки пассажиров в региональных сообщениях.

Закон определил порядок компенсации государством расходов, связанных с социальными обязательствами. Чтобы оптимизировать размеры капитальных вложений в инфраструктуру, RFF определила в качестве приоритета сохранение должного уровня обслуживания на сети железных дорог на основе улучшения содержания инфраструктуры и ее использования, что позволит совершенствовать организацию движения поездов в соответствии с потребностями рынка перевозок. Конкуренция с зарубежными транспортными перевозчиками и альтернативными видами транспорта (автотранспортные, морские и речные перевозки), заставили административный совет SNCF ввести комплекс дополнительных сервисных услуг по перевозке как грузов, так и пассажиров. Так, многие эксперты связывают оздоровление сектора грузовых перевозок SNCF в конце 1999 года, именно с расширением сервисных возможностей и оптимизацией управления отраслью. SNCF провела ревизию предоставляемых сервисных услуг на пассажирском железнодорожном транспорте.

В целях повышения качества обслуживания пассажиров Национальное общество железных дорог Франции внедрило много новых видов услуг, но вместе с тем было вынуждено в силу ряда причин отказаться от ряда действовавших. Было проведено широкое маркетинговое исследование по изучению спроса потребителей услуг, на основании которого была изменена вся система сервиса. В таблице представлены различные типы предлагаемых услуг.

Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителям Сопутствующие услуги на пассажирском железнодорожном транспорте
  • Формирование транспортных экспрессов и “графиковых” составов с гарантированным временем доставки (для перевозки ценных грузов). В планах –создание системы компенсационных выплат клиентам в случае опозданий указанных поездов.
  • Услуги по обеспечению мультимодальных перевозок.
  • Маршрутизация перевозок с целью оптимизации времени и стоимости доставки грузов.
  • Обеспечение клиентов точной информацией с помощью национальных операционного и грузового центров.
  • Согласование поездов на сортировочных станциях, предоставление информации о местонахождении грузов каждого отправителя.
  • Создание грузовых европейских коридоров.
  • Развитие сети универсальных билетных касс в общественных местах, с продажей билетов и на другие виды транспорта, а также различных сервисных услуг.
  • Резервирование мест через сеть Интернет.
  • Расписания движения поездов на электронных носителях информации.
  • Введение льготной системы "Почетные пассажиры".
  • Доставка багажа.
  • Предоставление услуг телефонной связи в поездах.
  • Развитие сети камер хранения багажа и других услуг безопасности на железнодорожном транспорте.
  • Прокат автомобилей. Компенсационные выплаты в случае опоздания поезда

Национальное общество железных дорог Франции (SNCF) занимается только организационной стороной грузовых и пассажирских перевозок и должно платить RFF за пользование инфраструктурой. В то же время часть этих средств возвращается SNCF, которое занимается текущим содержанием сети. Такой порядок уменьшает степень разделения железной дороги на инфраструктурную и эксплуатационную части. RFF осуществляет выбор объектов инвестирования и финансирования, оплачивает услуги SNCF в части управления инфраструктурой в соответствии с условиями соглашения; определяет степень и формы ответственности SNCF по управлению инфраструктурой и размеры платы за пользование инфраструктурой и занимается сборами этих средств. RFF несет ответственность за модернизацию и развитие инфраструктуры национальной железнодорожной сети, является ее владельцем; отвечает за приоритетность инвестиционных проектов и их финансирование. За пределами компетенции RFF в ведении государства остаются следующие вопросы:

  • определение основных характеристик сети;
  • распределение финансовых средств для RFF,
  • инвестирование в рамках CIES (Межведомственного комитета по экономическим и социальным инвестициям);
  • выработка стандартов безопасности, принципов и размера платы за пользование инфраструктурой;
  • осуществление контроля за SNCF и RFF, имеющих статус государственных предприятий;
  • решение вопросов о закрытии линий.