Станция расформирования выполняет на железнодорожной сети следующие функции:
- обеспечение безопасного проезда пассажиров посредством обслуживания подвижного состава с целью обеспечения его соответствующего технического состояния,
- обеспечение соответствующих условий проезда посредством содержания подвижного состава в чистоте и его соответствующим оснащением,
- месторасположение составов пассажирских поездов в той фазе их оборота, когда они не используются для перевозки пассажиров,
- дополнительные шаги по ликвидации заторов в движении пассажирских поездов.
На крупных станциях расформирования технологический процесс по обслуживанию составов охватывает большое количество операций, для выполнения которых необходимы соответствующие рабочие места, а также соответствующее оборудование. С целью выполнения вышеназванных функций на станции расформирования осуществляются следующие действия:
Поездной или маневровый локомотив переставляет состав с путей пассажирской станции на станцию расформирования, на которой кондукторские бригады передают поезд работникам станции. После приёма происходит предварительный осмотр, и ожидается начало обслуживания.
Очищение и уборка туалетных кабин, после чего состав передаётся для технического осмотра и возможных исправлений.
Детальный технический осмотр, текущие исправления в вагонах, а также ликвидация сбоев в работе инсталляционных систем и модулей, которыми оснащены вагоны.
Расформирование состава – замена повреждённых вагонов либо изменение структуры состава в соответствии с планом формирования пассажирского поезда, вступающего в движение.
Внутренняя уборка вагонов и заготовление необходимых материалов (вода, мыло, туалетная бумага, бумажные полотенца и т.д.). Необходимые действия также проводятся в вагонном депо
Мытьё внешних сторон вагона.
При приготовлении состава к отъезду происходит: проба тормозов, прицепка поездного локомотива, приём поезда кондукторской бригадой.
Размещение путей на станции расформирования поездов
Самыми распространенными группами путей на станции расформирования являются:
Последовательная – выезд вагонов на противоположном конце, преимущество: поступательный ход работ по обслуживанию, недостаток: занятие территории – протяженность станции 6,5-7 км.
Последовательно-параллельная – с поворотной петлей (недостаток: удлинение времени за счет проезда по петле) или вытяжными путями (недостаток: вытягивание вагонов на вытяжной путь и трата времени на изменение направления езды. Преимуществом данной группы путей является меньшая занятость территории (по сравнению с последовательной группой путей) (протяженность станции).