К пунктам отправления пассажиров относятся железнодорожные станции и пассажирские остановки.
Железнодорожные пассажирские станции располагают всем необходимым (например, билетными кассами) для обслуживания пассажиров, начинающих и заканчивающих поездку. В том случае, если станции являются начальными (конечными) для используемых поездов, они также оснащаются соответствующим оборудованием необходимым для обслуживания подвижного состава.
Пассажирские остановки – пункты, расположённые вдоль путей и располагающие перронами, у которых согласно расписанию останавливаются поезда.
Железнодорожные станции располагают разнообразным оборудованием, используемый тип которого главным образом зависит от структуры и объёма пассажиропотоков, обслуживаемых на станции, а также от функций, возложенных на неё.
С целью реализации транспортных функций пассажирская станция располагает:
- вокзальным зданием по своим параметрам (среди всего прочего, по размерам), отвечающим характеру и объёму пассажиропотоков, обслуживаемым на станции;
- путевым хозяйством: станционными путями (расположенными вдоль перронов), служащими для приёма и отправки пассажирских поездов, останавливающихся на станции, а также обгонными путями, служащими для проезда через станцию остальных пассажирских и грузовых поездов. В отдельных случаях (малая интенсивность движения) выполнение вышеназванных функций ложится на одни и те же самые пути;
- перронами, облегчающим пассажирам высадку и посадку в вагоны;
- оборудованием по обслуживанию багажа и почты.
В случае организации работы станции, обслуживающей пассажирские перевозки, рекомендуется проводить разделение между пассажиропотоками, реализуемыми международными, межагломерационными и межрегиональными поездами, и пассажиропотоками, реализуемыми поездами региональными и агломерационными. Основной причиной такой рекомендации есть различия, наблюдаемые в характеристиках этих перевозок.