Skip to main content

Модернизация рельсового автобуса серии 144

Британская компания Porterbrook, предоставляющая операторам подвижной состав в лизинг, модернизировала рельсовый автобус серии 144, чтобы показать потенциал продления срока службы парка семейства Pacer, используемого в региональных сообщениях с середины 1980-х годов.

Основной задачей проведенной модернизации была демонстрация возможностей адаптации салона выпущенного достаточно давно подвижного состава к современным требованиям, прежде всего касающимся комфорта и доступности для пассажиров различных категорий.

Семейство Pacer

Семейство рельсовых автобусов Pacer было создано бывшей компанией British Rail. Предполагалось, что использование такого подвижного состава будет способствовать сокращению затрат на обслуживание пассажирских сообщений на малодеятельных линиях, проходящих в основном в сельских районах с невысокой плотностью населения. В 1980-е годы были разработаны несколько серий семейства, которые получили обозначения от 140 до 144 (рис. 1).

Рельсовый автобус серии 144

Рис. 1. Рельсовый автобус серии 144

Рельсовый автобус Pacer состоит из двух двухосных вагонов, не имеющих тележек. В его конструкции в значительной степени использовались компоненты, созданные на основе оборудования автобусов, которые выпускала компания British Leyland. Оснащение пассажирского салона сохранялось практически без изменений.

Понятно, что через 30 лет после создания подвижной состав этого семейства уже не соответствует современным требованиям. Однако единое решение задачи обеспечения региональных пассажирских перевозок с приемлемыми затратами до сих пор так и не найдено. Поэтому потенциальные операторы и лизинговые компании все еще считают, что возможности использования рельсовых автобусов семейства Pacer полностью не исчерпаны. В качестве одного из возможных вариантов предлагается эксплуатировать их наряду с трехвагонными дизель- поездами серии 230, которые компания Vivarail намерена строить на основе вагонов, ранее эксплуатировавшихся на метрополитене Лондона. Первый опытный образец такого поезда был изготовлен летом 2015 г.

Компания Northern Rail эксплуатирует в северной части Англии самый многочисленный парк рельсовых автобусов Pacer в Великобритании. Подвижной состав этого семейства используют также операторы First Great Western в графстве Девон и Arriva Train Wales на юге Уэльса. Подготовленное правительством приглашение к участию в тендере на получение франшизы Northern Rail на очередной срок исключает использование рельсовых автобусов семейства Pacer. Однако было бы преждевременно считать, что вопрос о перспективах их дальнейшей эксплуатации решен окончательно, поскольку несколько операторов, с которыми Porterbrook ведет переговоры, проявляют интерес к этому подвижному составу.

Модернизированный на заводе компании Rail Vehicle Engineering (RVEL) в Дерби, принадлежащий компании Porterbrook и эксплуатируемый оператором Northern Rail рельсовый автобус получил серийное обозначение 144е и собственное название Evolution (рис. 2). По сравнению с подвижным составом этого семейства, не прошедшим модернизацию, он отличается повышенным уровнем комфорта для пассажиров, при этом затраты на его обновление существенно меньше, чем на приобретение нового рельсового автобуса. Стоимость месячной аренды модернизированного рельсового автобуса, по данным компании Рогterbrook, составит примерно треть стоимости аренды нового подвижного состава аналогичного класса.

Модернизированный рельсовый автобус серии 144е

Рис. 2. Модернизированный рельсовый автобус серии 144е

Технический проект модернизации рельсового автобуса серии 144 подготовлен компаниями RVEL и Ricardo Rail. Дизайн разработан компанией DG8. Демонстрационный образец иллюстрирует возможности модернизации, отражая широкий диапазон вносимых в конструкцию изменений. Операторы смогут выбрать нужное из списка опций в зависимости от своих эксплуатационных потребностей и финансовых возможностей, начиная с варианта, требующего минимальных затрат. Примененную концепцию планируется использовать и при модернизации рельсовых автобусов других серий, в частности семейства 150.

Салон

Модернизация коснулась прежде всего пассажирского салона. Существующая силовая установка и тяговый привод сохранены.

Наиболее существенные изменения внесены в конструкцию в связи с необходимостью выполнения требований европейских норм PRM TSI, согласно которым до конца 2019 г. весь эксплуатируехмый в странах ЕС пассажирский подвижной состав должен быть адаптирован для лиц с ограниченной мобильностью. Модернизированный рельсовый автобус оснащен поставленным кохмпанией Birley туалетным модулем, доступным для пассажиров в инвалидных креслах (рис. 3). При входе в салон предусмотрен выдвижной пандус для инвалидных кресел, закрывающий ступеньку.

Санузел модернизированного рельсового автобуса 144е

Рис. 3. Санузел модернизированного рельсового автобуса 144е

В салоне установлены новые пассажирские кресла, изготовленные компанией Fainsa (Испания), которая впервые поставила свою продукцию на британский рынок подвижного состава рельсового транспорта. Общее число мест для сидения уменьшено до 78, т. е. их на шесть постоянных и одно откидное меньше, чем при прежней компоновке салона. Предусмотрены места для двух инвалидных кресел.

Суммарная вместимость увеличена на 11 чел. за счет большего пространства для стоящих пассажиров (рис. 4).

Салон модернизированного рельсового автобуса

Рис. 4. Салон модернизированного рельсового автобуса

Располагавшиеся ранее под потолком полки для багажа демонтированы, поскольку было признано, что они использовались неэффективно. В салоне выделена многофункциональная зона, в которой предусмотрены стеллажи для размещения багажа и места для двух велосипедов. Материал покрытия пола поставлен компанией Altro Transflor (рис. 5).

Покрытие пола в салоне модернизированного рельсового автобуса

Рис. 5. Покрытие пола в салоне модернизированного рельсового автобуса

В модернизированном рельсовом автобусе обеспечен беспроводной доступ в сеть Интернет, установлены средства автоматического оповещения пассажиров об остановках. Предусмотрены устройства наружного и внутреннего видеонаблюдения, поставленные компанией Rail & Road Protec. Установленные в салоне полноцветные жидкокристаллические дисплеи компании TrainFX отображают в реальном времени информацию, необходимую пассажирам, а также рекламный контент, который может формироваться с учетом специфических запросов различных категорий пассажиров, в частности тех, кто регулярно пользуется пригородными поездами или эпизодически совершает поездки во внепиковое время, например на отдых.

Процесс модернизации потребовал несколько больших затрат времени и средств, чем ожидалось первоначально. Однако следует учесть, что пока подготовлен только демонстрационный образец и в дальнейшем, возможно, эти затраты удастся снизить. Предполагается, что обновленный рельсовый автобус вновь поступит в эксплуатацию на маршрутах Northern Rail в окрестностях Лидса. Для Porter- brook важно получить отзывы оператора и пассажиров, чтобы оценить, насколько эффективной оказалась проведенная модернизация.

Железные дороги мира - 2016, № 1