Skip to main content

Ликвидация разрывов в европейской сети высокоскоростных линий - Франция

tgvВ некоторых регионах Западной Европы сети высокоскоростных линий можно считать полностью или почти сформированными. Осталось лишь заполнить некоторые разрывы между ними, что и делается в рамках отдельных проектов.

Франция

В политических кругах страны выражаются серьезные сомнения по поводу ожидаемой низкой рентабельности строящихся и планируемых высокоскоростных линий и участков. Но это неизбежное следствие того, что первые линии проектировались и эксплуатировались в годы с более высоким спросом на перевозки.

Близится к завершению строительство второй очереди длиной 106 км высокоскоростной линии LGV Est, продлевающей эту линию до Страсбурга. Ее ввод в регулярную эксплуатацию намечен на апрель 2016 г. Предполагают, что наличие данного участка обеспечит значительный рост перевозок в коридоре Париж — Страсбур, поскольку время в пути между конечными пунктами сократится до 1 ч 48 мин. Заметно уменьшится и время поездки в поездах АНео между городами Германии и французской столицей.

В стадии строительства находятся еще три высокоскоростные линии: Ним — Монпелье (обход), LGV Bretagne (Ле-Ман — Ренн) и LGV Sud Europe Atlantique, которая в Туре должна соединяться с линией LGV Atlantique, образуя высокоскоростную железнодорожную коммуникацию между Парижем и Бордо. С вводом в эксплуатацию линии LGV Sud Europe Atlantique длиной 302 км время в пути по железной дороге между Парижем и Бордо сократится до немногим более 2 ч. Все три упомянутые линии строятся на основе государственно-частного партнерства, что само по себе уже является прорывом по сравнению с существовавшей до того практикой высокоскоростного строительства во Франции.

С недавних пор высокоскоростные сообщения во Франции испытывают беспрецедентную конкуренцию со стороны райдшеринга, а ожидаемое дерегулирование в сфере дальних автобусных сообщений может в еще большей степени увеличить конкурентное давление. Для того чтобы противостоять напору конкурентов и повысить привлекательность высокоскоростных железнодорожных сообщений, Национальное общество железных дорог Франции (SNCF) предпринимает меры в разных направлениях.

Так, на ряде основных направлений места в поездах бренда iDT- GV доступны по более низким тарифам, конкурентоспособным с бюджетными авиалиниями. Компания iDTGV (дочерняя SNCF) — своеобразный лоукостер; она работает со значительно меньшей частотой высокоскоростных сообщений (выполняемых, однако, точно такими же поездами TGV, что и регулярные высокоскоростные сообщения SNCF), более простым набором оказываемых в поездах услуг и существенно меньшей проездной платой. Продажа билетов на поезда iDTGV открывается за 120 сут (в отдельных случаях за 6 мес) в отличие от 92 сут для TGV.

Еще один лоукостер, созданный SNCF, — компания Ouigo поставила своей целью снижение на 40% эксплуатационных затрат в высокоскоростных сообщениях по сравнению с SNCF. В частности, компания отказалась от использования центральных вокзалов в крупных городах, предпочитая, например, в Париже и Лионе станции, удаленные на десятки километров от их центров. Билеты на поезда Ouigo продаются исключительно через сеть Internet в электронном виде. Сеть сообщений Ouigo постоянно расширяется: в 2016 г. поезда этого бренда должны связать Париж с Нантом, а в 2017 г. — с Ренном и Бордо.

Кроме того, SNCF оснащает поезда TGV новыми, более удобными пассажирскими креслами и предлагает пассажирам во время поездки услуги Wi-Fi в формате 4G.

Железные дороги мира - 2015, № 12