Skip to main content

Перспективы высокоскоростных пассажирских перевозок

Даже поверхностного ознакомления с планируемыми, разрабатываемыми и реализуемыми проектами высокоскоростных железнодорожных сообщений достаточно, чтобы убедиться в том, что развитие соответствующих мировых рынков имеет основательную перспективу. На фоне возможного снижения темпов распространения таких сообщений в Европе активно развиваются высокоскоростные железнодорожные сети в странах Азии, Ближнего Востока и Африки (рис. 1).

Королевство Марокко стало первой страной на Африканском континенте, где реализуется проект высокоскоростной железной дороги — линия длиной 350 км свяжет крупнейший город страны Касабланку с портом Танжер (рис. 2). В Египте выдвинуто предложение по высокоскоростной линии длиной 600 км между Каиром и Луксором; испанская инжиниринговая компания Ineco подготовит обоснование этого проекта.

Даже в США, где до недавнего времени активность в плане развития высокоскоростных железнодорожных сообщений была минимальной, наблюдаются изменения; в Калифорнии дело дошло до этапа строительства; штат Техас поддерживает планы сооружения подобной линии при участии частного сектора в финансировании. Калифорнийскую линию Сан-Франциско — Лос-Анджелес с проектной скоростью движения 320 км/ч намечают ввести в регулярную эксплуатацию в 2029 г. Пока строительные работы ведутся лишь на участке длиной 47 км Мадера — Фресно линии первой очереди

протяженностью 480 км, трасса которой проходит в долине Сан-Фернандо. На участие в калифорнийском проекте претендует японская компания JR Central.

Компания XpressWest, частный инициатор проекта высокоскоростной линии длиной 370 км Лос-Анджелес — Лас-Вегас, и консорциум китайских компаний China Railway International USA договорились о создании совместного предприятия с целью финансирования, строительства и эксплуатации линии. Проект направлен на ускорение темпов экономического развития региона, в том числе за счет туризма.

Honam Осонг - Кванджу

Рис. 1. В апреле 2015 г. открыт участок длиной 182,3 км высокоскоростной линии Honam Осонг - Кванджу (Республика Корея)

Alstom Train

Рис. 2. Первый из 12 поездов постройки Alstom в порту Танжера (июнь 2015 г.)

Сегментация рынка

По мере развития рынков высокоскоростных сообщений в ряде стран наблюдаются признаки дифференциации перевозочных услуг, оказываемых железнодорожными компаниями. В таких странах, как Испания, Япония и Великобритания, имеются линии, на которых обращаются как высокоскоростные междугородные поезда дальнего следования, так и скоростные поезда пригородного/регионального сообщения. В Китае выделены линии, по которым возможно движение поездов со скоростью 300 км/ч и выше, и те, где скорость движения ограничена 250 или 200 км/ч. Соответственно дифференцируется и плата за проезд: чем быстрее поезд, тем выше плата.

Проектная скорость на нескольких высокоскоростных линиях, планируемых к строительству в Республике Корее, не превышает 250 км/ч. В то же время высокоскоростные коридоры, связывающие столицу страны Сеул с городами Пусан и Мокпхо, спроектированы для движения со скоростью до 300 км/ч. Время покажет, появится ли в стране заинтересованность в практической реализации сверхвысокой скорости движения на направлении Сеул — Пусан с использованием новых модификаций поезда серии HEMU430X.

В некоторых случаях относительно низкая максимальная скорость движения обусловлена местными, в том числе топографическими, условиями. К примеру, на линии Хоккайдо Синкансен и недавно открытом для движения поездов продолжении линии Хокурику (Нагано — Канадзава) предел скорости установлен на уровне 260 км/ч.

С декабря 2017 г. на многих направлениях железных дорог Германии (DB) дальние сообщения будут обслуживаться поездами 1Сх (разработка компании Siemens) с максимальной скоростью 250 км/ч. Сообщения более высокого уровня будут обслуживаться поездами ICE 3 с максимальной скоростью до 300 км/ч. Выбор более низкой скорости отражает условия национальной железнодорожной сети, где только часть маршрута многих поездов дальнего следования проходит по специализированным высокоскоростным магистралям. Кроме того, расстояния между узловыми станциями здесь относительно невелики, а количество остановок — достаточно большое, что заметно увеличивает время в пути от станции отправления до станции назначения поезда.

В целях получения разрешений, необходимых для использования поездов 1Сх в коммерческой эксплуатации, компания Siemens заключила договор с компанией DB Systemtechnik, имеющей полномочия в части международной и внутренней сертификации. Прицепные вагоны поезда проходили испытания в испытательном центре в Миндене. В сентябре 2015 г. начаты испытания поездов 1Сх на национальной сети.

Нельзя также не отметить, что современный этап развития высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок характеризуется активной конкурентной борьбой между японскими и китайскими компаниями на мировых рынках за участие в проектах высокоскоростного строительства.

Железные дороги мира - 2015, № 12