Skip to main content

Высокоскоростной железнодорожный транспорт в Китае

Эксплуатационная длина крупнейшей в мире китайской высокоскоростной железнодорожной сети составляет в настоящее время 19245 км, из которых не менее чем на 8645 км допустимая скорость движения поездов находится в пределах от 300 до 350 км/ч, а потолок скорости на остальных линиях длиной 10600 км не превышает 200 - 250 км/ч (рис. 5). Основу этой обширной сети составляют четыре коридора направления восток — запад и четыре коридора север — юг. На западе высокоскоростная сеть достигает Урумчи, самым северным городом, обслуживаемым высокоскоростными железнодорожными сообщениями, является Харбин, а на южном острове Хайнань существует автономная высокоскоростная железнодорожная линия. При этом строительство новых железнодорожных магистралей в Китае продолжается быстрыми темпами, и, согласно экспертным прогнозам, к 2020 г. протяженность высокоскоростной сети достигнет 25 тыс. км.

Строительство путепровода на линии Гуанчжоу - Гуйян

Рис. 5. Строительство путепровода на линии Гуанчжоу - Гуйян (август 2013 г.). Линия с максимальной скоростью движения 250км/ч открыта в декабре 2014 г.

В 2014 г. объем пассажирских перевозок, выполненных государственной корпорацией China Railways, составил 2,23 млрд чел., из которых приблизительно 800 млн приходится на долю высокоскоростных сообщений. Налицо разительные изменения транспортного опыта населения, отражающие быстрые темпы строительства новых железнодорожных линий в стране.

В отчете Всемирного банка реконструкции и развития от декабря 2014 г. отмечалось, что рост в сфере высокоскоростных железнодорожных сообщений в Китае не привел, вопреки ожиданиям, к снижению объема обычных железнодорожных перевозок в общесетевом масштабе; напротив, в целом по стране отмечается ускорение их роста. Это можно объяснить тем, что десятилетиями спрос на перевозки на обычной железнодорожной сети превышал предложение. В рассматриваемом отчете был также сделан вывод о том, что наиболее загруженными направлениями на сети высокоскоростных линий в Китае являются Пекин — Шанхай и Пекин — Гуанчжоу, на каждом из которых, согласно оценкам, в 2014 г. было перевезено более 100 млн чел. При этом большинство пассажиров совершали поездки не между конечными пунктами, а на меньшие расстояния; средняя дальность поездки составила приблизительно 500 км. Для сравнения: на сети Синкансен в 2012 г. средняя дальность поездки составляла 267 км при пассажирообороте 86 млрд пассажиро-км. В Китае в 2013 г. пассажирооборот высокоскоростных железнодорожных сообщений находился на уровне 213 млрд пассажиро-км, это больше, чем на всех остальных высокоскоростных железнодорожных сетях мира, вместе взятых.

В том же отчете отмечено, что в 2008-2013 гг. темпы роста высокоскоростных железнодорожных сообщений в Китае значительно превышали темпы роста пассажирских перевозок воздушным транспортом (в среднем 39% в год против 13%). Ожидают, что железнодорожный транспорт в перспективе сохранит эти темпы, а возможно, и увеличит их за счет реализации стратегии дифференцированного ценообразования.

Опросы пассажиров китайских высокоскоростных поездов показали, что развитие этих сообщений оказало заметное позитивное влияние в части активизации деловой активности на местах, усилило мобильность персонала компаний, в ряде случаев позволило повысить производительность предприятий.

Кроме того, расширились возможности для общения родственников и друзей, развития туризма в стране. Китайские железнодорожные вокзалы также поражают воображение (рис. 6).

Железнодорожный вокзал Ухань

Рис. 6. Железнодорожный вокзал Ухань на высокоскоростной линии Гуанчжоу - Ухань

Пока еще не отмечено заметного влияния высокоскоростных железнодорожных сообщений в части оптимизации распределения центров деловой активности на территории страны, однако налицо их содействие выдвижению филиалов и отделений многочисленных компаний (в особенности тех, что занимаются оказанием услуг профессионального характера) на периферию.

В технологическом аспекте китайские изготовители железнодорожного подвижного состава обладают в настоящее время потенциалом, сопоставимым с известными европейскими и японскими брендами. В апреле 2015 г. руководство Китайской южной локомотиво- и вагоностроительной корпорации CSR объявило о том, что завершается проектирование высокоскоростного поезда, в котором используются тяговые двигатели с постоянными магнитами. Успешно ведется разработка новой тормозной системы, работающей на основе вихретоковой технологии.

Компания China Railways эксплуатирует парк из более чем 1500 высокоскоростных поездов 28 серий. Почти 950 из них построены корпорацией CSR, в том числе не менее 680 на сборочном предприятии Sifang. Некоторые поезда построены в исполнении применительно к эксплуатации в кли-матических условиях пустынь и суровых зим. На территории Китая возможны значительные перепады температуры: от -40 °С на севере до +45 °С на юге. Из общего количества высокоскоростных поездов 841 ед. имеют конструкционную скорость от 300 до 350 км/ч, а 663 — от 200 до 250 км/ч. Суммарный годовой пробег парка высокоскоростных поездов составляет порядка 2,4 млрд км, причем пробег некоторых поездов достигает 800 тыс. км/год.

На подходе ввод в эксплуатацию версии «интеллектуального» поезда CRH380A. Испытательный поезд CRH380AM, разработанный в 2011 г. и предназначенный для исследования возможностей эксплуатации со скоростью в диапазоне от 500 до 600 км/ч, прошел испытания на катковом стенде с имитацией скорости 605 км/ч. Впоследствии поезд модернизировали в целях использования как инспекционного для мониторинга состояния железнодорожной инфраструктуры в движении с максимальной скоростью до 350 км/ч.

Успешно ведется работа по созданию стандартного высокоскоростного электропоезда. В этом процессе проектировщики используют весь накопленный в стране опыт обеспечения безопасности и комфорта, а также облегчения (под осевую нагрузку 8,5 т) конструкции высокоскоростного подвижного состава. Одновременно продолжается проектирование семейства поездов CRH6 для движения со скоростью в диапазоне от 140 до 200 км/ч.

Образование корпорации CRRC

В июне 2015 г. завершено слияние CSR и Китайской северной локомотиво- и вагоностроительной корпорации CNR с образованием корпорации CRRC — крупнейшей в мире в своем секторе, которая, объединив ресурсы и экспертизу CSR и CNR, способна, по мнению экспертов, организовать прорыв созданием новых поездов и стать серьезным конкурентом на соответствующем мировом рынке.

Мерилом возможностей CRRC в этом плане может служить тот факт, что в ноябре 2014 г. CSR в составе группы китайских компаний выиграла тендер на строительство первой в Мексике высокоскоростной железнодорожной линии Мехико-Сити — Керетаро. К сожалению, вскоре после этого мексиканская сторона вынуждена была отказаться от данного проекта по причине бюджетных ограничений страны.

Почти не вызывает сомнений намерение CRRC выйти на западные рынки. Соответствующие мосты уже наводятся китайской стороной. В частности, в мае 2015 г. предприятие CSR Sifang в Циндао подписало с Лондонским королевским колледжем и университетами Саутгемптона и Бирмингема соглашение о совместной деятельности по созданию в Великобритании научно-исследовательского и проектно-конструкторского центра железнодорожного транспорта. И в том же месяце китайская корпорация объявила об учреждении в Великобритании своей дочерней компании, проявляя тем самым явное намерение закрепиться на британском рынке.

Практически одновременно корпорация CSR договорилась о стратегическом партнерстве с Техническим университетом Дрездена и Университетом Штутгарта в целях создания в Германии научно-иссле-довательского центра, основной задачей которого должна стать разработка облегченных конструкционных материалов. Ранее, в ноябре 2014 г., CSR объявила о создании научно-исследовательского центра в Таиланде, рынок которого также представляет интерес для китайской стороны.

Но самым большим достижением Китая в контексте международных железнодорожных проектов является участие в проектировании планируемой российской высокоскоростной линии Москва — Казань. Эту работу будет выполнять консорциум компаний-проектировщиков при участии китайской инжиниринговой компании China Railway Eryuan Engineering Group.

В мае 2015 г. Министерство транспорта Российской Федерации, ОАО «РЖД», Государственный комитет КНР по развитию и реформе и корпорация China Railways подписали меморандум о сотрудничестве в области высокоскоростного железнодорожного транспорта, основной целью которого является сотрудничество в части сооружения инфраструктуры высокоскоростной линии Москва — Казань.

Предполагается всестороннее сотрудничество в сферах проектирования и консалтинга, строительства, инвестиций и финансирования проектов высокоскоростного железнодорожного транспорта в России, использования китайских технологий и оборудования, относящихся к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу.

Железные дороги мира - 2015, № 12