Skip to main content

Высокоскоростные железнодорожные проекты в Малайзии, Сингапуре и Индонезии

поезд в СингапуреПланы строительства высокоскоростной линии Куала-Лумпур — Сингапур находятся в стадии доработки. И хотя намечавшуюся первоначально дату открытия этой линии в 2020 г. сегодня можно считать нереальной, правительство Малайзии в апреле учредило корпорацию MyHSR с целью руководства реализацией малазийской части проекта, общая стоимость которого оценивается в 38 млрд ринггитов.

По данным правительственных экспертов, общее число поездок всеми видами транспорта в коридоре между двумя столичными городами в 2005 г. составило 5,5 млн, а в 2011 г. возросло до 7,45 млн. Это показывает потенциал дальнейшего роста спроса на перевозки, который можно реализовать при условии, что высокоскоростная железнодорожная линия позволит сократить до 1 ч 30 мин время поездки, которое на существующей линии колеи 1000 мм составляет в лучшем случае 6 ч 40 мин.

Трасса новой линии в том варианте, которому было отдано предпочтение, проходит через станции Путраджая, Серембан, Айер-Керох, Муар, Бату-Пахат и Нусаджая. Ее протяженность составляет 330 км.

Проработка модели капитальных и эксплуатационных затрат возложена малазийским правительством на компанию Turner & Townsend, оказывающую услуги консалтинга и управления проектами. Предварительно правительство Сингапура уполномочило консорциум, возглавляемый концерном KPMG (холдинг, компании которого оказывают услуги в области аудита, налогообложения и консалтинга) и включающий компанию Jacobs, проработать соответствующие модели финансирования и эксплуатации.

В число потенциальных участников тендера на строительство линии Куала-Лумпур — Сингапур входит консорциум в составе четырех японских компаний. Вопрос об участии японской стороны в данном проекте был, в частности, затронут на встрече премьер-министров Малайзии и Японии, во время которой последний выразил надежду на то, что новая линия будет обслуживаться японскими высокоскоростными поездами. Однако жесткую конкуренцию японскому консорциуму готовится составить специально сформированный в качестве потенциального участника намечающегося тендера китайский консорциум. Интерес к тендеру проявляли и компании из Республики Корея.

Конкуренция между японскими и китайскими компаниями в части контрактов на сооружение высокоскоростных систем имеет место и в других странах Азии. В частности, значительный интерес вызывает обсуждаемый на всех уровнях проект строительства высокоскоростной линии Джакарта — Бандунг в Индонезии. В апреле 2015 г. в присутствии первых лиц Индонезии и Китая двумя сторонами был подписан меморандум о взаимопонимании по поводу данного проекта. Однако еще раньше группа экспертов, возглавляемая японскими специалистами, определила возможную трассу новой линии протяженностью 144 км. Это расстояние высокоскоростные поезда могли бы покрывать за 45 мин. Для сравнения: длина существующей железнодорожной линии составляет 170 км, а сама поездка занимает более 3 ч.

Однако пока индонезийское правительство наделяет проект высокоскоростной линии не самым высоким приоритетом, откладывая ее строительство на неопределенное время.

Железные дороги мира - 2015, № 12