Skip to main content

Япония: перспективы расширения сети Синкансен

После повышения в марте 2015 г. максимальной скорости на линии Токайдо Синкансен до 285 км/ч время хода поездов N700A компании JR Central в сообщении Токио — Осака улучшено до 2 ч 22 мин (рис. 3). Очередную, но не последнюю знаменательную веху в развитии сети высокоскоростных линий Синкансен ознаменовал пропуск 24 мая 2015 г. первого поезда серии Н5 через тоннель Сейкан длиной 53,9 км, связывающий острова Хонсю и Хоккайдо (рис. 4). Следующим важным событием должно стать открытие для движения поездов в декабре 2016 г. продления длиной 148,9 км линии Хоккайдо до города Хакодате.

Реализация данного проекта продвигается достаточно успешно. Укладка пути была завершена в ноябре 2014 г. Новый участок будет эксплуатироваться компанией JR Hokkaido. На станции Аомори этот участок стыкуется с линией Тохоку Синкансен, эксплуатируемой компанией JR East. В марте 2016 г. обе компании получат возможность организовать движение прямых поездов в сообщениях между Токио и Хакодате и сократить время поездки между этими городами по железной дороге с 5 ч 22 мин до 4ч 8 мин. В настоящее время доля железнодорожного транспорта в общем объеме поездок (1,2млн в год) на направлении Токио —Хакодате составляет всего 14%. Для сравнения: доля железных дорог в коридоре Токио —Аомори (расстояние 713,7 км, 3,2 млн поездок в год, лучшее время 2 ч 59 мин) достигает 78%.

Сложнее обстоит дело с обслуживанием Саппоро, который является главным городом острова Хоккайдо. Новая линия Хакодате — Саппоро протяженностью 211км с четырьмя промежуточными станциями будет готова к эксплуатации не раньше 2035 г. Не в последнюю очередь это вызвано сложными условиями горной местности, по которой проложена трасса участка.

Синкансен

Рис. 3. Поезда N700А курсируют по линии Токайдо Синкансен с максимальной скоростью 285 км/ч

H5

Рис. 4. Церемония встречи первого поезда серии Н5, прибывшего на Хоккайдо через тоннель Сейкан

Регион Хокурику

В марте 2015 г. введен в регулярную эксплуатацию участок длиной 228 км линии Хокурику Синкансен на западном побережье острова Хонсю, связывающий Нагано с Тоямой и Канадзавой. Уже развернуто строительство следующего участка данной линии от Канадзавы в направлении Фукуи и Цуруги, завершить которое предполагают в период между 2020 и 2025 г. Трасса завершающего участка линии Цуруга — Киото пока окончательно не определена: рассматриваются несколько ее альтернативных вариантов.

На линии Хокурику с максимальной скоростью 260 км/ч сообщения осуществляются совместно железнодорожными компаниями JR East и JR West с использованием объединенного парка подвижного состава, включающего 27 двухсистемных электропоездов серий Е7 и W7. Предусмотрено четыре категории железнодорожных сообщений. Минимальное время поездки гарантируют поезда бренда Kagayaki; ежедневно 10 поездов Kagayaki отправляются по маршруту Токио — Канадзава с остановками только на трех промежуточных станциях: Омия, Нагано и Тояма. Организация таких сообщений

позволила сократить время поездки между Токио и Канадзавой с Зч 51 мин до 2 ч 28 мин, а между Токио и Тоямой с 3 ч 14 мин до 2 ч 19 мин. Предполагают, что услуги этих поездов позволят в ближайшее время значительно увеличить долю железных дорог в общем числе поездок по соответствующим маршрутам.

В 2014 г. между Токио и Канадзавой было перевезено 2,9 млн чел., из которых 64% пришлось на долю воздушного и только 36% на долю железнодорожного транспорта.

Почти что обратное соотношение имело место в коридоре Токио—Тояма, где 61% пассажиров из 2 млн чел. предпочли поезд. Совершенно иная ситуация складывается в коридоре Токио — Ниигата. Доля железнодорожных сообщений на этом направлении, осуществляемых по линии Дзоэцу Синкансен, построенной 33 года назад (расстояние 333,9 км, время в пути 1 ч 37мин), составляет 100%.

Для обслуживания всех промежуточных станций на линии Хокурику используются менее скоростные поезда категории Hakutaka, связывающие Канадзаву с Нагано или Токио. Кроме того, компания JR East продолжает использовать несколько поездов категории Asa- hi (электропоезда серии Е2) между Токио и Нагано с остановками на промежуточных станциях, а компания JR West 18 парами поездов категории Tsurugi обслуживает сообщения между Тоямой, Син-Такаокой и Канадзавой.

Поезда изменяемой колеи на Кюсю

В 2022/23 году ожидается открытие линии Нагасаки Синкансен на острове Кюсю, которое ознаменует новый этап технического прогресса высокоскоростного подвижного состава, поскольку компания JR Kyushu предполагает использовать поезда изменяемой колеи на изолированном высокоскоростном участке Хаката — Нагасаки.

Уже ведутся строительные работы на участках нормальной колеи длиной 45,7 км Такео-Онсен — Исахая и длиной 21 км Исахая — Нагасаки. От Такео-Онсен до станции Син-Тосу, имеющей выход на линию Кюсю Синкансен, поезда будут следовать по существующему участку колеи 1067 мм.

В настоящее время компания JR Kyushu проводит испытания поезда изменяемой колеи. Четырехвагонный опытный поезд впервые был представлен в октябре 2014 г. в г. Яцусиро. Его испытания проводятся на участке нормальной колеи (1435 мм) Кагосима-Тюо — Син- Яцусиро линии Кюсю Синкансен и на линии Син-Яцусиро — Удо колеи 1067 мм. Новый поезд сможет эксплуатироваться на полигоне Синкансен с максимальной скоростью 270 км/ч и на обычных для Японии линиях колеи 1067 мм со скоростью до 130 км/ч.

Продолжительность строительства

Если к 2035 г. удастся выполнить намеченные планы по доведению сети высокоскоростных линий до Саппоро, то окажется, что в течение 70 лет с небольшим сеть Синкансен охватила все основные японские острова за исключением Сикоку.

Мнение экспертов таково, что, если бы тем, кто в свое время отстаивал необходимость строительства высокоскоростной железнодорожной линии Токайдо Синкансен (Токио — Осака), не удалось одержать победу, Япония сегодня была бы совершенно другой страной. Согласно данным компании JR Central, только по этой линии перевозится в настоящее время порядка 155 млн пассажиров в год, и она остается наиболее загруженной высокоскоростной линией. Благодаря тому, что в марте 2015 г. удалось поднять до 285 км/ч потолок скорости на этой линии длиной 515,4 км, время в пути между двумя крупнейшими городами Японии в некоторых поездах сократилось до 2 ч 22 мин.

Новейшие поколения подвижного состава существенным образом преобразуют транспортную среду. Поезда N700A компании JR Central, Е5 и Е7 компании JR East и W7 компании JR West разительно отличаются по техническому оснащению и уровню комфорта от поездов серии 0, с которых 50 лет назад начинались высокоскоростные железнодорожные сообщения. То же можно утверждать в отношении модификаций поезда N700, эксплуатируемых компанией JR Kyushu. А поезда Н5 компании JR Hokkaido, которые вместе с поездами Е5 компании JR East будут обслуживать сообщения между Токио и Хакодате, не уступают последним по уровню комфорта, включая наличие мест класса люкс в одном из вагонов. Следует также упомянуть о том, что на начальном этапе эксплуатации максимальная скорость движения поездов ограничивалась 210 км/ч, а в настоящее время на линии Тохоку Синкансен стала нормой скорость 320 км/ч.

Однако достигнутый максимум скорости будет намного перекрыт после того, как компания JR Central введет в эксплуатацию (а при точном соблюдении графика проведения строительных работ, это может произойти в 2027 г.) первый участок длиной 286 км линии Тюо Синкансен на базе технологии магнитного подвеса. Между конечными станциями этого участка Токио-Синагава и Нагоя поезда должны следовать со скоростью порядка 500 км/ч, а время в пути составит около 40 мин.

Железные дороги мира - 2015, № 12