Skip to main content

RIC (Regolamento Internazionale Carrozze) - международное соглашение по обмену вагонами

RIC  означает Regolamento Internazionale Carrozze: международное соглашение [по обмену] вагонами (МСВ). Это соглашение по использованию пассажирских вагонов в международных перевозках было подписано в 1922 г. между европейскими странами. До 1982 г. его управление осуществлялось CFF-SBB-FFS, а затем - UIC. 

Соглашение определяет технические требования, которым должны соответствовать пассажирские вагоны для того, чтобы быть задействованными в международных перевозках. Вагоны, отвечающие этим требованиям, отмечены знаком МСВ и могут передвигаться по всем сетям МСВ без специального разрешения. Для сетей существует также возможность заключать более узкие двухсторонние и многосторонние соглашения, разрешающие вагонам, не отвечающим всем требованиям МСВ, передвигаться по своим сетям. Эти вагоны, вместо знака МСВ, отмечены аббревиатурой тех сетей, которые их принимают.

МСВ является рамочным договором для международных перевозок пассажирскими поездами.

МСВ не только определяет технические характеристики вагонов,  гарантирующие их пригодность для передвижения по всем соответствующим сетям (напр. давление отопительной сети), но также определяет детали их внутреннего обустройства, чтобы вагоны были совместимы при бронировании и могли быть заменены в случае необходимости. Так, в поезде Париж-Бухарест, наследнике бывшего Восточного экспресса, пассажир, забронировавший место до Вены, мог оказаться как  в вагоне SNCF, так и в вагоне ÖBB, а в случае неисправности французского вагона в Болгарии, BDŽ заменят этот вагон своим, идентичным по обустройству и вместимости.

Но подобного вида международные отношения в перевозках на дальние расстояния сильно сократились, с одной стороны, из-за конкуренции с авиа перелетами, особенно недорогими, а с другой стороны из-за конкуренции с высокоскоростными поездами. В Западной Европе, старые железнодорожные предприятия (произошедшие  от национальных железных дорог) основали общие филиалы для эксплуатации существующих направлений и дотируют их необходимым оборудованием. Им остается только обеспечить себя тягой, чтобы стать полноценными железнодорожными предприятиями.