Skip to main content

Хоккайдо-Синкансен готова к эксплуатации

Posted in

В марте 2016 г. с вводом в эксплуатацию новой линии длиной 149 км Хоккайдо-Синкансен высокоскоростные поезда впервые свяжут три крупных острова Японии — Кюсю, Хонсю и Хоккайдо.

Новая линия нормальной колеи проходит от Аомори (остров Хонсю) до Хакодате (остров Хоккайдо) через тоннель Сейкан длиной 53,8 км, который на момент завершения строительства в 1988 г. был самым протяженным в мире (рис. 1). До 26 марта 2016 г. тоннель использовался для пропуска поездов колеи 1067 мм, в том числе ночных из спальных вагонов. С открытием высокоскоростного участка обращение пассажирских поездов прекращается, но движение грузовых поездов колеи 1067 мм имеет большое значение для промышленных предприятий, расположенных на обоих островах. Эти поезда будут курсировать, используя участок двойной колеи длиной 82 км Нака-Огуни (Хонсю)— тоннель Сейкан — Киконай (Хоккайдо).

Портал тоннеля Сейкан на острове Хонсю

Рис. 1. Портал тоннеля Сейкан на острове Хонсю до укладки третьего рельса линии Хоккайдо-Синкансен

Японское агентство железнодорожного строительства, транспорта и технологий Japan Railway Construction, Transport and Technology Agency (JRTT) несет ответственность за строительство новой линии, 23% протяженности которой приходится на эстакады, 4% — на мосты, 65% — на тоннели (рис. 2). Помимо тоннеля Сейкан, на линии имеются еще три тоннеля длиной соответственно 8,1; 6,2 и 5,9 км.

Несущая структура (сентябрь 2014 г.)

Рис. 2. Несущая структура (сентябрь 2014 г.)

Линия рассчитана для движения поездов с максимальной скоростью 260 км/ч, в тоннелях допустима скорость 140 км/ч. Более 50 грузовых поездов будут ежедневно проходить по линии со скоростью до 110 км/ч. Компания JR Freight разработала для вождения грузовых поездов двухсистемный электровоз ЕН800, питающийся переменным током 20 кВ на линиях обычной сети и 25 кВ на новом участке. Состоящий из двух четырехосных секций электровоз развивает мощность 3,04 МВт в первом случае и 4000 кВт — во втором.

Строительство линии Хоккайдо-Синкансен обошлось в 550,8 млрд иен (4,67 млрд долл. США); доля правительства в финансировании работ составила две трети, местные власти предоставили остальное за вычетом платы за пользование инфраструктурой со стороны JR Hokkaido — оператора новой линии, который также будет обеспечивать текущее содержание инфраструктуры, включая тоннель Сейкан. JR Freight и другие железнодорожные компании также будут платить JRTT за пользование инфраструктурой.

JR Hokkaido эксплуатирует на линии четыре поезда серии Н5 (рис. 3), один построен компанией Hitachi в 2015 г. и три выпущены Kawasaki Heavy Industries в 2014-2015 гг. Эти поезда построены по тем же техническим условиям, что и 28 поездов серии Е5, эксплуатируемых на линии Токайдо- Синкансен. Они будут проходить техническое обслуживание в депо Хакодате-Хокуто. Поезда рассчитаны для движения со скоростью до 320 км/ч; в 10-вагонном составе длиной 253 м имеются места для 731 пассажира. В вагоне первого класса 18 мест, расположенных по схеме 2 +1, второго — 55 мест (2 + 2). Поезд массой 453 т развивает мощность 9,6 МВт.

 Высокоскоростной поезд серии Н5 постройки Kawasaki

Рис. 3. Высокоскоростной поезд серии Н5 постройки Kawasaki во время испытательного пробега

Планируется обращение 13 поездов в день; 10 поездов-экспрессов Hayabusa будут курсировать в сообщении Хакодате-Хокуто — Токио, один поезд категории Hayabusa будет отправляться в Сендай, один поезд Hayate — в Мориоку, второй поезд Hayate — в Аомори.

Лучшее время поезда Hayabusa в коридоре длиной 823 км Хакодате-Хокуто — Токио составит 4 ч 10 мин. Поездка вторым классом обойдется в 22690 иен, что выглядит не очень привлекательно по сравнению с полетом между этими городами, на который потребуется 1 ч 20 мин времени и билет стоимостью 17 тыс. иен.

Грузовые поезда будут переходить с тепловозной тяги на электрическую на станции, расположенной в 3,4 км севернее Хакодате. Замена тепловозной тяги на электрическую поездов назначением на Сендай будет выполняться уже на острове Хонсю, в 1,9 км к югу от станции Аомори.

В дополнение к строительству новой линии нормальной колеи на Хоккайдо ведутся работы по реконструкции линий колеи 1067 мм с целью обеспечения удобного доступа к высокоскоростным сообщениям. Город Хакодате с населением 270 тыс. чел. находится на расстоянии 18 км от ближайшей станции Хакодате-Хокуто, построенной на линии Хоккайдо-Синкансен (рис. 4). Ведутся работы по электрификации участка между ними на переменном токе 25 кВ, 50 Гц. По этой линии будут курсировать 16 челночных трехвагонных поездов/сут с временем в пути 17 мин.

Здание станции Хакодате-Хокуто в июле 2014 г.

Рис. 4. Здание станции Хакодате-Хокуто в июле 2014 г.

На новой станции Хакодате-Хокуто обеспечены прямые удобные пересадки между высокоскоростными и челночными поездами, а также на обновленные междугородные поезда Hokuto и Super Hokuto, следующие в Саппоро, их число увеличено с 9 до 12 в день.

С началом эксплуатации высокоскоростной линии Хоккайдо-Синкансен право на перевозки по второстепенным линиям общей длиной 41,2 км на Хоккайдо и длиной 55,8 км на Хонсю перейдет к независимым железнодорожным компаниям.

Учитывая суровые климатические условия в регионе — интенсивные снегопады и низкие, до -20 °С температуры в зимние месяцы, JR Hokkaido проводила испытания в течение двух зим до начала регулярной эксплуатации. Цель программы состояла в подтверждении надежности подвижного состава и инфраструктуры. Принцип строительства инфраструктуры на эстакаде позволяет контролировать накопление снега, отбрасываемого отвальными плугами поездов. Снег собирается в отведенных местах на эстакадах или проваливается через зазоры в несущей структуре на землю под ней. Стрелочные переводы обдуваются сжатым воздухом.

В данном регионе высока вероятность землетрясений, поэтому на линии предусмотрена система фиксации толчков, которая инициирует отключение подачи тока в контактную сеть и немедленную остановку всех поездов на линии. Затем приводятся в действие устройства системы, разработанной после землетрясения 2004 г. в Ниигата-Туэцу, препятствующей сходу с рельсов. Кроме того, построены две аварий-ные станции — Таппи и Дзосиока (вторая — в тоннеле Сейкан), оборудованные для эвакуации пассажиров.

Проект второй очереди линии Хоккайдо-Синкансен предусматривает ее продление от станции Хакодате-Хокуто до Саппоро, крупнейшего на острове города с 1,9 млн жителей (рис. 5). Строительство начато в июне 2012 г., завершение работ намечено на март 2031 г.

Такой продолжительный срок строительства и высокая стоимость проекта (1,67 трлн иен) объясняются тем, что 76% протяженности линии приходится на тоннели, включая шесть тоннелей длиной от 10 до 26 км. Ввод этого продолжения линии теоретически позволит сократить время поездки из Токио в Саппоро до Зч 57 мин. Однако практическая реализация этой возможности зависит от результатов переговоров между компаниями JR East, JR Hokkaido и JR Freight по распространению режима движения с максимальной скоростью 360 км/ч на участок между станциями Уцуномия и Саппоро (исключая тоннель Сейкан). Начаты работы по планированию следующей очереди Хоккайдо-Синкансен длиной 136 км от Саппоро до города Асахикава в центральной части острова.

Схема высокоскоростных линий Синкансен

Рис. 5. Схема высокоскоростных линий Синкансен

Железные дороги мира - 2016, № 4