Skip to main content

Железные дороги Казахстана

Kazakhstan-RailwaysВпервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893—1894 году. Это была узкоколейной железнодорожной ветка Покровская Слобода — Уральск протяженностью 369 км, из которых 113 км пролегли в Казахстане.

Годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане принято считать 1904 год, когда началось строительство магистрали Оренбург-Ташкент протяженностью 1668 км. Вдоль железнодорожной линии выросли города и промышленные центры: Актюбинск, Уральск, Туркестан, Кызыл-Орда, Аральск и другие. Общая протяженность железных дорог на территории Казахстана к 1918 году достигла 2 575 км.

Эпохальным событием стало продолжавшееся в 1927—1930 годах строительство Туркестано-Сибирской магистрали протяженностью 1444 км. Она связала Казахстан с Сибирью и способствовала экономическому развития республики и освоению многих пустынных земель.

19 октября 1940 года Постановлением Совета Народных Комисаров Союза СССР и Центрального Комитета ВКП(б) была организована “Карагандинская железная дорога”, положившая начало процессу целенаправленного структурирования казахской железной дороги.

В годы Великой Отечественной войны продолжалось строительство стратегически важных железнодорожных магистралей также этот период отмечен и созданием на железных дорогах Казахстана производственной базы по ремонту подвижного состава и путевого хозяйства. 1 июля 1958 года образована самая крупная в СССР “Казахская железная дорога”. Имея протяженность свыше 11 тысяч км, она состояла из 15 отделений и объединяла все магистрали, соединяющие Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией. В 1964 году был электрифицирован первый в Казахстане участок пути (Целиноград-Караганда). С этого началась активная электрификация казахстанских железных дорог.

После распада Советского Союза сообщение между отдельными регионами Казахстана затруднилось из-за необходимости пересечения границ с соседними государствами. Для избежания подобных сложностей в Казахстане было построено три участка путей пролегающих полностью по территории республики.

Также, после распада СССР три казахстанские железные дороги (“Целинная железная дорога”, “Алма-Атинская железная дорога” и “Западно-Казахстанская железная дорога”) были объединены в республиканское государственное предприятие “Қазақстан темір жолы” (букв. Казахстанская железная дорога). Согласно постановлению Правительства от 15 марта 2002 года № 310 "О создании закрытого акционерного общества "Национальная компания “Қазақстан темір жолы” на базе республиканского государственного предприятия создано закрытое акционерное общество. АО “Национальная компания „Қазақстан темір жолы““ (АО НК “КТЖ”) — национальная железнодорожная компания Казахстана. На балансе компании находится железнодорожная сеть Казахстана. Часть железнодорожной сети на территории Казахстана находится в управлении железнодорожных администраций Российской Федерации и Киргизии. Казахстан имеет железнодорожную связь со смежными странами с одинаковой шириной колеи:

  • Россия
  • Киргизстан
  • Узбекистан
  • Туркменистан

Казахстан также имеет железнодорожную связь со смежными странами с различной шириной колеи:

  • Китай — разрыв колеи — 1,520 mm (4 ft 11+5⁄6 in)/1,435 mm (4 ft 8+1⁄2 in).

На сегодняшний день протяженность железных дорог Казахстана составляет около 14 000 километров (18 место в мире), из которых 4 000 км. электрифицированы. Развитие и перспективы высокоскоростного движения.

kazakhstan.jpg
tulpar