После успешного ввода в постоянную эксплуатацию линии Узень — Болашак Казахские железные дороги (КТЖ) продолжают развертывание на новых линиях системы СИРДП-Е, реализующей функции ETCS уровня 3, включая контроль полносоставности поезда и разграничение поездов подвижными блок-участками, но при этом адаптированной к условиям и техническим требованиям «пространства 1520» (рис. 1).
Рис. 1. Демонстрационная поездка двух локомотивов под управлением СИРДП-Е и с разграничением подвижными блок-участками по линии Жетыген - Алтынколь
КТЖ с начала 2000-х годов интенсивно сотрудничают с ведущими мировыми компаниями — изготовителями железнодорожной техники, стремясь модернизировать инфраструктуру и обновить парк подвижного состава, чтобы уменьшить расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание и вывести железнодорожную сеть на качественно более высокий уровень. Кроме того, сеть К.ТЖ активно расширяется: строятся новые линии, которые в будущем станут частью международных коридоров, соединяющих Казахстан с Китаем, Россией, Туркменистаном и Ираном. Это позволит существенно усилить транзитный и экспортный потенциал Казахстана как страны, через которую проходят грузопотоки между Востоком и Западом по северному маршруту (с выходом в Россию и далее в Европу), а в будущем —и по южному — через Туркменистан, Иран и Турцию.
В рамках этой политики Казахстан стимулирует локализацию производства железнодорожной техники, поставляемой зарубежными компаниями, и развивает собственную транспортную промышленность. На территории страны собираются тепловозы семейства Evolution (совместно с General Electric), пассажирские и грузовые электровозы (совместно с Alstom и «Трансмашхолдингом») и пассажирские вагоны (совместно с Talgo). На новом заводе мощностью 430 тыс. т рельсовой продукции в год, расположенном вблизи Актюбинска, готовятся к выпуску термоупрочненных рельсов длиной 120 м для высокоскоростных линий и линий с повышенной грузонапряженностью, а совместное предприятие с участием Alstom в 2014 г. приступило к сборке малообслуживаемых стрелочных электроприводов Р80. На сеть КТЖ уже передано 1200 таких приводов — пока в основном производства итальянского предприятия Alstom (всего на сети 15300 стрелок, из них 12 тыс. включены в ЭЦ).
Большое внимание К.ТЖ уделяют внедрению современных систем управления движением поездов на базе радиоканала — в первую очередь в сотрудничестве с компанией Bombardier. В декабре 2012 г. на линии Узень — Болашак длиной 153 км, примыкающей к границе с Туркменистаном, впервые в мире была введена в опытную эксплуатацию система интервального регулирования движения поездов на основе радиоканала
СИРДП-Е, выполняющая функции ETCS уровня 3, включая контроль полносоставности поезда бортовыми средствами и разграничение поездов подвижными блок-участками. Она построена на основе системы INTERFLO 550 компании Bombardier, адаптированной к условиям «пространства 1520» российскими и шведскими специалистами.
После тщательной проверки и отладки системы, включая пересмотр традиционных подходов к эксплуатации устройств СЦБ и взаимодействие с сетью радиосвязи TETRA, используемой для обмена информацией между бортовыми устройствами безопасности и центром радиоблокировки, весной 2014 г. эта система была введена в постоянную эксплуатацию.
СИРДП-Е на линии Жетыген — Алтынколь
Следующим проектом внедрения СИРДП-Е стала новая линия Жетыген — Алтынколь, которая проходит от границы с Китаем к узловой станции Жетыген, расположенной на магистрали Алматы — Астана. Этот комплексный проект предусматривал наряду с оборудованием линии аппаратурой систем микропроцессорной централизации (МПЦ) EBILock 950 и СИРДП-Е строительство диспетчерской централизации. Однопутная линия Жетыген — Алтынколь длиной 298 км со смешанным грузовым и пассажирским движением включает пять станций и 10 разъездов, а также 36 переездов (рис. 2). В зону действия МПЦ входят 410 стрелок и 417 светофоров.
Рис. 2. Схема участка Жетыген — Алтынколь
На станцию Алтынколь со стороны Китая заходят пути колеи 1435 мм, чтобы обеспечить перевалку грузов (в первую очередь контейнеров) между вагонами с разной шириной колеи, точно так же на пограничную станцию Китая заходят пути колеи 1520 мм.
Станция Алтынколь активно развивается и расширяется, поскольку рядом с ней строится так называемый сухой порт, где предусмотрена погрузка на железнодорожный подвижной состав разнообразных грузов, включая сыпучие.
На станции Жетыген к новой линии примыкают участки, оборудованные автоблокировкой и АЛСН.
Внедрение СИРДП-Е на линии Жетыген — Алтынколь осуществлялось в два этапа. На первом этапе линия была оборудована МПЦ с интегрированной полуавтоматической блокировкой (ПАБ) со светодиодными светофорами на станциях. Для контроля свободности пути на станциях установлены системы счета осей компании Bombardier. На втором этапе поверх МПЦ с ПАБ была наложена радиоблокировка с подвижными блок-участками.
Такой подход имеет ряд преимуществ: появляется возможность приступить к эксплуатации линии, не дожидаясь оснащения всех локомотивов бортовыми системами безопасности (БСБ) СИРДП-Е (рис. 3); кроме того, ПАБ выполняет функции резервной системы на случай выхода из строя системы радиосвязи.
Рис. 3. Дисплей БСБ в кабине машиниста (сверху над пультом размещен дисплей системы КЛУБ, который позднее будет демонтирован)
Важным новшеством проекта Жетыген — Алтынколь стало использование на локомотивах разработанного Bombardier специализированного модуля передачи STM, способного принимать коды АЛСН частотой 25, 50 и 75 Гц (рис. 4 и 5). Благодаря этому локомотивы могут курсировать как по участкам с радиоблокировкой, так и по участкам с автоблокировкой. Переход из одной системы в другую осуществляется в автоматическом режиме. От машиниста требуется только подтвердить переход нажатием на экранную клавишу дисплея БСБ на пульте. БСБ получает информацию о переходе при проследовании локомотивом групп пассивных приемоответчиков, расположенных в начале и конце зоны действия СИРДП-Е.
Рис. 4. Дисплей БСБ в режиме СИРДП-Е (слева) и АЛСН (справа)
Рис. 5. Бортовой модуль STM для приема кодов АЛСН
На линии реализована концепция так называемых мультистанций, при которой центральные процессоры МПЦ размещены только на станциях Жетыген и Алтынколь (рис. 6), а все промежуточные станции и разъезды оборудованы только объектными контроллерами и системами счета осей.
Управление движением поездов на участке осуществляется из единого центра диспетчерского управления (ЕЦДУ) в Алматы, где размещено оборудование ДЦ-Е компании «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». При этом на АРМ ДНЦ выводится информация о точном место положении поезда в пределах перегона с привязкой к километровым пикетам. На станциях Жетыген и Алтынколь, а также на промежуточных станциях имеются полноценные АРМ ДСП.
Рис. 6. Структура системы СИРДП-Е
Опыт эксплуатации
Наиболее важной задачей в ходе опытной эксплуатации СИРДП-Е в Казахстане стала отработка взаимодействия системы с сетью радиосвязи TETRA. На начальном этапе в работе этой сети возникали вопросы с качеством обслуживания (QOS), что влияло на время доставки телеграмм, которыми обмениваются БСБ и центр радиоблокировки. В дальнейшем благодаря сотрудничеству Bombardier и компании — поставщика оборудования TETRA эти проблемы были решены. Вместе с тем представители КТЖ считают, что в будущем целесообразно заключать не два раздельных контракта на оснащение линии устройствами СЦБ и сетью TETRA, а один, чтобы поставщик системы радиоблокировки самостоятельно выбирал поставщика бортового и стационарного оборудования TETRA.
Вопреки опасениям в ходе эксплуатации были лишь единичные случаи проявлений вандализма по отношению к путевым приемоответчикам. В целом приемоответчики работают очень надежно, как и системы счета осей.
Перспективы
В настоящее время радиоблокировка с подвижными блок-участками внедряется еще на трех новых линиях: Бейнеу —Шалкар (длиной 471 км), Саксаульская — Жезказган (517 км) и Аркалык — Шубарколь (214 км). К.ТЖ считают эту систему очень перспективной, особенно с учетом ее низких эксплуатационных расходов и возможности наращивания пропускной способности без дополнительных затрат на инфраструктуру.
Железные дороги мира - 2015, № 10