Skip to main content

Логистические системы и терминалы

Posted in

Логистические системы 
Наблюдаемый за последнее время подход к логистике как системе позволяет развивать логистические теории на основании набора взаимосвязанных понятий теории систем. Опираясь на классическое  определение системы как множества элементов и взаимоотношений между ними  можно определить  термин логистической системы. Логистическая система  (ЛС) это система, которая  выполняет логистическую задачу. В общих чертах, логистическая задача  (ЛЗ) для любого объекта (системы, подсистемы, составляющей части  системы), выполняющего  логистические функции (т.е. функции, понимаемые в принятом определении логистики)  заключается в качественном и количественном преобразовании потока материалов и информации, имеющегося на входе в данный объект,  в поток, имеющийся  на выходе  из объекта,  в соответствии с определенным критерием.  Особыми  вариантами  ЛС являются поставочные цепи  (ПЦ), логистическая цепь  (ЛЦ) , а также национальная  логистическая система (НЛС)

Терминалы 
Терминал – это место  сосредоточения  перегрузочной деятельности, которое является  составляющей частью логистической системы  и  возникает в пункте стыковки  двух отраслей транспорта. Первые терминалы были построены  в крупных городско-промышленных центрах, а также в морских портах. Типичная деятельность терминала заключается  в обслуживании, например, железнодорожного и интермодального  транспорта. Стандартной грузовой единицей, обслуживаемой в терминале,  является контейнер. 

Путевая система контейнерных железнодорожно-автомобильных терминалов  состоит из:

  • путей прибытия и отправления (количество путей зависит от количества принимаемых/отправляемых поездов, времени ожидания на обслуживание),
  • погрузочных путей (количество путей зависит от   количества  вагонов подаваемых одновременно), путь с габаритными воротами  (оборудование для проверки габарита груза),
  • пути, оснащенного оборудованием для очистки, мытья, дезинфекции;
  • группы путей   с вытяжным путем  –  на которых вагоны сортируются до подачи на  специализированный погрузочный фронт.

Количество путей зависит от  количества погрузочных фронтов  и от системы расположения путей. Системы путей, подходящих к терминалам, имеют чаще всего расположение: a) торцевое –  для обслуживания маршрутных поездов, групп вагонов и отдельных вагонов, б) проходящее – для обслуживания только маршрутных поездов.

Погрузочными фронтами железнодорожно-автомобильных терминалов являются:

  • погрузочные пути, 
  • погрузочные платформы для  грузовых машин,
  • складские платформы для контейнеров,
  • портальные  краны, радиус работы которых охватывает:  погрузочные пути, платформы для грузовиков и  складские платформы.

Характерными для  погрузочных фронтов являются  складские платформы для временного складирования, так как в терминалах осуществляется промежуточная перегрузка (в отличие от прямой  перегрузки   «транспортное средство – транспортное средство»).