Логистические системы
Наблюдаемый за последнее время подход к логистике как системе позволяет развивать логистические теории на основании набора взаимосвязанных понятий теории систем. Опираясь на классическое определение системы как множества элементов и взаимоотношений между ними можно определить термин логистической системы. Логистическая система (ЛС) это система, которая выполняет логистическую задачу. В общих чертах, логистическая задача (ЛЗ) для любого объекта (системы, подсистемы, составляющей части системы), выполняющего логистические функции (т.е. функции, понимаемые в принятом определении логистики) заключается в качественном и количественном преобразовании потока материалов и информации, имеющегося на входе в данный объект, в поток, имеющийся на выходе из объекта, в соответствии с определенным критерием. Особыми вариантами ЛС являются поставочные цепи (ПЦ), логистическая цепь (ЛЦ) , а также национальная логистическая система (НЛС)
Терминалы
Терминал – это место сосредоточения перегрузочной деятельности, которое является составляющей частью логистической системы и возникает в пункте стыковки двух отраслей транспорта. Первые терминалы были построены в крупных городско-промышленных центрах, а также в морских портах. Типичная деятельность терминала заключается в обслуживании, например, железнодорожного и интермодального транспорта. Стандартной грузовой единицей, обслуживаемой в терминале, является контейнер.
Путевая система контейнерных железнодорожно-автомобильных терминалов состоит из:
- путей прибытия и отправления (количество путей зависит от количества принимаемых/отправляемых поездов, времени ожидания на обслуживание),
- погрузочных путей (количество путей зависит от количества вагонов подаваемых одновременно), путь с габаритными воротами (оборудование для проверки габарита груза),
- пути, оснащенного оборудованием для очистки, мытья, дезинфекции;
- группы путей с вытяжным путем – на которых вагоны сортируются до подачи на специализированный погрузочный фронт.
Количество путей зависит от количества погрузочных фронтов и от системы расположения путей. Системы путей, подходящих к терминалам, имеют чаще всего расположение: a) торцевое – для обслуживания маршрутных поездов, групп вагонов и отдельных вагонов, б) проходящее – для обслуживания только маршрутных поездов.
Погрузочными фронтами железнодорожно-автомобильных терминалов являются:
- погрузочные пути,
- погрузочные платформы для грузовых машин,
- складские платформы для контейнеров,
- портальные краны, радиус работы которых охватывает: погрузочные пути, платформы для грузовиков и складские платформы.
Характерными для погрузочных фронтов являются складские платформы для временного складирования, так как в терминалах осуществляется промежуточная перегрузка (в отличие от прямой перегрузки «транспортное средство – транспортное средство»).