Skip to main content

Основные технические и эксплуатационные характеристики грузовых вагонов

Posted in

Обозначение типа вагонов

Зачастую в системе обозначения типа грузовых вагонов используется сокращенное название железнодорожной администрации страны-происхождения вагона, указываемое большими буквами. Так, например, запись BDŻ/E обозначает вагон, служащий для перевозки угля, из Болгарии. Зато в случае вагона типа CFR/R речь идёт о платформе на тележках, выпущенной в Румынии. Такой способ обозначений является не вполне однозначным и ясным. Тем не менее, он часто встречается в каталогах по грузовым вагонам. По этой причине в отношении грузовых вагонов следует применять «предписания о совместном использовании грузовых вагонов в международном сообщении» - RIV (РИВ) (Regolameto Internazionale Veicoli). Согласно РИВ обозначение каждого вагона складывается из 12 цифр, разбитых на 5 групп. Если на вагоне есть много места, то тогда обозначение даётся в трёхстрочном формате, а буквенное обозначение даётся на четвёртой строке.

31 RIV MC
51 PKP
464 4044-3
Simms

На вагонах, не располагающим большим местом, как, например, в случае платформ, запись даётся в двух строках. В данном случае запись будет выглядеть следующим образом:

31 51 464 4044-3

RIV MC PKP Simms

Первая группа (две первые цифры номера) обозначают систему обмена и одновременно соответствие международным нормам РИВ и ППВ. Обозначают также и принадлежность вагона (либо вагон находится в собственности железной дороги, либо речь идёт о частном вагоне), число осей, ширину используемой колеи. Рядом с этой группой цифр помещается обозначение РИВ и/или МС, если вагон отвечает восточно-европейским предписаниям ППВ. Если речь идёт о вагоне, допущенном только до внутреннего сообщения, то ставится крестик.

Следующие две цифры (вторая группа) обозначают железную дорогу, к которой принадлежит вагон, либо администрацию, вводящую частный вагон в сообщение. Эти цифры пишутся всегда рядом с сокращённым названием железной дороги. Внимание! Согласно новым предписаниям МСЖД меняется система записи второй групп цифр. Сокращённое название железнодорожной администрации будет заменено подчёркиваемым обозначением страны, название же перевозчика будет указано после тире. Обязательная сегодня запись вагонов PKP Cargo (ПКП Карго) «51 PKP» будет представлена в следующей формате: «51 PL - PKP CARGO». Вагоны частных перевозчиков (Szczakowa, CTL, PTKiGK) будут обозначаться в соответствии с фактическим положением, т.е., например, «51 PL – PTKiGK». В новом формате будут обозначаться вагоны, производимые в настоящее время, а также подвижной состав, подвергающийся капитальному ремонту. В соответствии с предписаниями МСЖД смена обозначений на всех вагонах должна пройти до 2010 года.

Третья группа, состоящая из трёх цифр, обозначает тип вагона, а также его технические параметры. Первая цифра, обозначающая тип вагона, увязана с большой буквой, используемой в буквенном обозначении вагона:

0

вагон с откидываемой крышей (T)

1

крытый вагон обычной конструкции (G)

2

крытый вагон специальной конструкции (H)

3

вагон-платформа обычной конструкции (K,R)

4

вагон-платформа специальной конструкции (L,S)

5

открытый вагон обычной конструкции (E)

6

открытый вагон специальной конструкции (F)

7

вагон-цистерна (Z)

8

изотермический вагон (вагон-рефрижератор) (I)

9

вагон специального предназначения (U)

Две следующие цифры этой группы обозначают свойства и параметры вагона, например, грузоподъёмность, вместимость, способ разгрузки, дополнительное оснащение. Эти цифры увязаны с малыми буквами буквенного обозначения. Их значение может варьироваться в зависимости от типа вагона (или же предыдущей цифры):

01-02

вагон, отвечающий нормам РИВ, в собственности железной дороги, 2-3-осный

03-04

вагон, отвечающий нормам РИВ, частный, 2-3-осный

05-06

вагон, отвечающий нормам РИВ, взятый в аренду, 2-3-осный

11-12

вагон, отвечающий нормам РИВ, в собственности железной дороги, с 4 осями или бóльшим число осей

13-14

вагон, отвечающий нормам РИВ, частный, с 4 осями или бóльшим числом осей

15-16

вагон, отвечающий нормам РИВ, взятый в аренду, с 4 осями или бóльшим числом осей

21-22

вагон, отвечающий нормам РИВ и/или ППВ, в собственности железной дороги, 2-3-осный

23-24

вагон, отвечающий нормам РИВ и/или ППВ, частный, 2-3-осный

25-26

вагон, отвечающий нормам РИВ и/или ППВ, взятый в аренду,

2-3-осный

31-32

вагон, отвечающий нормам РИВ и/или ППВ, в собственности железной дороги, с 4 осями или бóльшим число осей

33-34

вагон, отвечающий нормам РИВ и/или ППВ, частный, с 4 осями или бóльшим числом осей

35-36

вагон, отвечающий нормам РИВ и/или ППВ, взятый в аренду, с 4 осями или бóльшим числом осей

40

вагон, используемый для внутренних потребностей железной дороги, 2-3-осный

41-42

вагон, используемый во внутреннем сообщении, в собственности железной дороги, 2-3-осный

43-44

вагон, используемый во внутреннем сообщении, частный, 2-3-осный

45-46

вагон, используемый во внутреннем сообщении, взятый в аренду,

2-3-осный

80

вагон, используемый для внутренних потребностей железной дороги, с 4 осями или бóльшим числом осей

81-82

вагон, используемый во внутреннем сообщении, в собственности железной дороги, с 4 осями или бóльшим числом осей

83-84

вагон, используемый во внутреннем сообщении, частный, с 4 осями или бóльшим числом осей

85-86

вагон, используемый во внутреннем сообщении, взятый в аренду, с 4 осями или бóльшим числом осей

Четвёртая группа цифра представляет собой серийный номер вагона. Вагоны в производственной серии поочерёдно нумеруются от 0000 до 9999.

Последняя группа представляет собой единственную цифру, именуемую цифрой самоконтроля. Она высчитывается нижеследующим образом:

  • цифры в нечётной позиции номера (без цифры самоконтроля) умножаются на 2
  • цифры в чётной позиции умножаются на 1
  • цифры (не числа), полученные в результате умножения, складываются друг с другом
  • слагаемое, которое необходимо прибавить к единичному разряду получившегося числа, чтобы в сумме получить 10, и является контрольной цифрой.

На практике цифра самоконтроля используется для проверки правильности записанного номера. Для этого производятся вышеописанные действия, учитывающие при первом шаге цифру самоконтроля. Если сумма цифр произведений делится на 10, то это свидетельствует о правильности номера.