Skip to main content

Основные технические и эксплуатационные характеристики вагонов

В парке вагонов, предназначенных для обслуживания пассажиров, наличествуют следующие типы вагонов:

  • пассажирские,
  • багажные,
  • почтовые,
  • специальные.

Наличествуют также вагоны, объединяющие в себе разные типы, например, багажно-почтовые, пассажирско-багажные. 

Перевозка пассажиров осуществляется в вагонах с сидячими местами, вагонах с местами для лежания и вагонах с спальными местами. Съестное обслуживание пассажиров осуществляет персонал вагонов-ресторанов или пассажирских вагонов с выделенными помещениями под бар.
  
Багажные и почтовые вагоны предназначены для перевоза багажных, почтовых и срочных посылок. 

К вагонам специального назначения относятся салонные вагоны, служебные вагоны, измерительные вагоны, испытательно-опытные вагоны, вагоны-тренажёры, а также вагоны, используемые как самими железными дорогами, так предприятиями или учреждениями, не принадлежащим железнодорожной отрасли с целью  проведения социальных акций, мер по защите здоровья.

Помимо описанных выше вагонов, прицепляемых к тяговому составу, для осуществления пассажирских перевозок используются тяговые секции – электрические на электрифицированных линиях, а также дизельные вагоны на других линиях. 

Технико-эксплуатационные решения, применяемые в пассажирских вагонах и тяговых секциях весьма разнообразны. Прежде всего, они характеризуются числом осей, возможностью курсирования на линиях со станциями, оснащённых низкими, средними и высокими перронами, расположением входных дверей, расположением сидячих мест (вагоны с купе и без купе), число уровней, используемых для перевозки пассажиров (одноуровневые либо двухуровневые вагоны), типом сидений (твёрдые, полумягкие, диваны), разрешённой скоростью, типом обогревания (электрическое, паровое), вентиляционными системами (естественный воздухообмен, кондиционеры), тормозными системами (пневматические тормоза, электропневматические тормоза), системами    сцепки вагонов (винтовая сцепка, автосцепка), системами блокировки входных дверей (без блокировки, центральное управление блокировки дверей во время движения поезда, управление открытием и закрытием дверей, осуществляемое персоналом поезда с одного места), информационно-звуковыми устройствами.