Skip to main content

Структуры управления железных дорог России

Posted in

RR.jpgВ 2001 Правительством РФ была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте до 2010 года, предусматривавшая на первом этапе проведение работ по разграничению видов деятельности и преобразование МПС в ОАО “РЖД”, но втором этапе - создание АО на базе самостоятельных видов деятельности, рост конкуренции в грузовых перевозках,

сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок, на третьем - переход большей (60 %) части грузового парка в частную собственность, развитие частной собственности на магистральные локомотивы, развитие конкуренции на рынке грузовых перевозок, продажа акций АО, осуществляющих ремонт и обслуживание, частным собственникам, создание Федеральной пассажирской компании, создание совместно с субъектами РФ пригородных пассажирских компаний и их вывод на безубыточную деятельность.

В конце 2003 в рамках программы по разделению регулирующих и хозяйствующих функций МПС РФ все основные активы последнего были переданы во вновь созданное ОАО “Российские железные дороги”. Прочие перевозчики имеют практически незаметную долю рынка, несущественную (по сравнению с РЖД) сеть дорог (в ряде случаев — изолированную от сети железных дорог России) или вовсе не имеют своей инфраструктуры (а только собственный парк вагонов). В настоящее время железные дороги России эксплуатируются тремя группами игроков. В первую группу входят компании холдинга ОАО “Российские железные дороги”. Вторая группа — это независимые или условно независимые от ОАО “РЖД” операторы, владеющие как собственной инфраструктурой (железнодорожные пути, сигнальная аппаратура и т. д.), так и парком вагонов. Третья группа состоит из компаний, владеющих только подвижным составом. В состав ОАО РЖД на правах филиалов входят 17 железных дорог. Кроме того, в группу РЖД входят также следующие перевозчики:

  • ООО “Аэроэкспресс”;
  • ОАО “Северо-Западная пригородная пассажирская компания”;
  • ОАО “Первая грузововая компания”;
  • другие.

Прочие перевозчики, владеющие инфраструктурой:

  • ОАО “АК” “Железные дороги Якутии” (50 % в капитале принадлежит ОАО “РЖД”, 50 % — правительству Якутии и другим лицам);
  • ОАО “Ямальская железнодорожная компания”;
  • ОАО “Норильская горная компания”;
  • ОАО “Золотое звено”;
  • ООО “Газпромтранс”.