Skip to main content

Структуры управления железных дорог

European-Railways.jpgУровень управления и его эффективность находятся в прямой зависимости от принятой организационной структуры управления.

Организационная структура управления должна отвечать следующим требованиям:

  • Обеспечивать высокую оперативность, надежность и полноту контроля за ходом перевозочного процесса
  • Должна способствовать налаживанию четкой работы всех цехов и подразделений транспортных предприятий в бесперебойном производственном процессе.
  • устанавливать правильную соподчиненность органов управления и обеспечивать высокую эффективность работ
  • Под организационной структурой предприятия понимают состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц, выполняющих различные функции по управлению производством.

Структура железнодорожных, также как и других транспортных систем, строится как по линейным, так и по функциональным принципам.

Линейное управление характеризуется прямым воздействием на процессы производства, осуществлением всех функций управления одним лицом. В этом случае команды к подчиненным поступают от непосредственного начальника (а не “через голову” от вышестоящего руководства). При этом четко сохраняются принципы единоначалия и личной ответственности за порученное дело.

Функциональное управление отличается наличием функциональных ячеек (отделов, секторов) по отдельным отраслям или объектам производства. Например, в большинстве случаев, отделы служб управления железной дорогой строятся по функциональному принципу. Сочетание линейного принципа и функционального наиболее перспективно. Существует еще целый ряд структур управления.

В странах Западной Европы государственные железные дороги, начиная с 50-х годов утрачивали позиции в пассажирских и грузовых перевозках и, несмотря на финансовую поддержку со стороны государства, их экономическое положение ухудшалось. Государству приходилось нести все большее бремя дотаций. В связи с этим понадобились кардинальные меры по изменению ситуации.

Фактором, подстегнувшим процесс реформирования европейских железных дорог, явилось принятие Программы создания единого внутреннего рынка Европейского Союза (ЕС), которая предполагает дерегулирование европейских транспортных рынков и касается, прежде всего, перевозок в международных сообщениях, а также принятие Директивы ЕС 91/440 о разделении функций содержания инфраструктуры железных дорог и организации эксплуатационной работы. Основные положения Директивы сводятся к тому, что оздоровление экономики железных дорог возможно только при усилении их позиций на транспортном рынке и при создании таких условий, чтобы нерентабельные отрасли железнодорожного хозяйства, выполняющие социально значимые функции, получали поддержку заинтересованных сторон, в том числе государства.

Директива 91/440 определяет для стран – членов ЕС пути проведения реформ на национальных железных дорогах и оговаривает выполнение следующих условий:

  • раздельный учет затрат на развитие и содержание инфраструктуры и выполнение функций эксплуатации;
  • обеспечение права выхода третьих лиц на национальные железнодорожные сети.

Модели реформирования и управления железнодорожным транспортом, несмотря на все их многообразие, можно разделить на два основных типа:

  1. "американская модель", предполагающая наличие нескольких вертикально – интегрированных компаний, оперирующих на своих инфраструктурах, с выделением пассажирских перевозок в отдельную компанию. Данная модель функционирует в США, Канаде, Японии. Американские специалисты считают нецелесообразным разделение единой железной дороги на компании по перевозкам и управлению инфраструктурой исходя из того, что взаимосвязь эксплуатации и инфраструктуры исключительно тесная. В стране идет процесс укрупнения железнодорожных компаний в результате слияния и поглощения мелких компаний, что способствует усилению их позиций в конкурентной борьбе с другими видами транспорта.
  2. "европейская модель", предполагающая отделение инфраструктуры от операторов или перевозчиков. Европейскую модель, в свою очередь, можно разделить на четыре разновидности, обозначив их условно как французскую, германскую, шведскую и английскую.