Skip to main content

Структуры управления железных дорог Великобритании

British-TrainВ наиболее последовательном, “радикальном” варианте “европейская модель” реализуется в ходе реформы железных дорог в Великобритании. Среди заявленных целей реформы железнодорожного транспорта в Великобритании – снять чрезмерную финансовую нагрузку на госбюджет.

Несмотря на существенное снижение субсидий в результате проведения реформы, их объем на десятилетие с 2006 по 2016гг. запланирован в размере 10 млрд. фунтов стерлингов. Одновременно предусматривалась ликвидация громоздкой структуры управления отраслью. Наконец, одной из причин реформы послужили идеологические соображения, а именно стремление на волне “либерализма” преодолеть послевоенные “элементы социализма” в британской экономике. Реформа осуществлялась по следующим направлениям:

  • отделение железнодорожной сети от операций путем создания компании, владеющей всеми железнодорожными путями и станциями, но не занимающейся их эксплуатацией;
  • организация торгов за франшизу на пассажирские перевозки;
  • продажа лизинговых компаний – владельцев подвижного состава пассажирских перевозок;
  • продажа предприятий, занятых грузовыми перевозками;
  • продажа прочих компаний железнодорожной отрасли.

В результате внесенных изменений с 1997 года после приватизации, структура выглядит следующим образом: 

  • Владелец инфраструктуры: с 7 октября 2007 года Railtrack был включен в администрацию железных дорог и в последующем году его функции перешли к железнодорожной сети (Network Rail);
  • Регулятор: ORR было переименовано в Управление железнодорожного регулирования и регулятор на железной дороге был заменен в соответствии с изменениями в других приватизированных предприятиях.. На ORR была также возложена ответственность за безопасность, которая ранее находилась в ведении власти здравоохранения и безопасности;
  • Франчайзинг: OPRAF был заменен Стратегическим управлением железнодорожного транспорта, в компетенцию которого были включены задачи содействия грузовым перевозкам. SRA с тех пор завершил свое существование, а его функции франшизинга перешли отделу транспорта. Как часть процесса передачи с 1997, шотландскому управлению назначили большую роль в определении франшизинга ScotRail;
  • Операторы пассажирских поездов: количество пассажирских привилегий было сокращено, и запланированы дальнейшие объединения;
  • Операторы грузовых перевозок: Несмотря на планы создания нескольких операторов, 24 февраля 1996 три структуры были проданы "North & South Railways", дочернему предприятию американского American Wisconsin Central Railroad, которая вскоре была переименована в English, Welsh and Scottish Railway (EWS). EWS была куплена Deutsche Bahn в 2007 году и тем самым, в настоящее время находится в государственной собственности Германии, а не Великобритании;
  • Владельцы поездов: Три ROSCOs продолжают существовать как было первоначально и только часть приватизированных железных дорог остается без изменений, хотя некоторые из них сейчас арендуют грузовые локомотивы и вагоны у FOCs;
  • Обслуживание и обновление инфраструктуры: В 2004 году обслуживание инфраструктуры, (путь, сигнализация и другое), отдали в предприятие Network Rail, но обновление инфраструктуры остается за контрактами с частным сектором.