
Локомотивные и вагонные депо, станции и др. преобразованы в структурные подразделения железных дорог. Из состава Укрзализныци выведены и акционированы предприятия по ремонту подвижного состава и производству электротехнической продукции, промышленного железнодорожного транспорта, учебные заведения, кроме дортехшкол, метрополитены, часть медицинских учреждений, которые переданы в управление Министерству транспорта.
Правительственная концепция развития железных дорог Украины предусматривает, что наиболее приемлемой формой ведения хозяйства для железнодорожного транспорта является переход к корпоративной модели управления с созданием на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, железных дорог, предприятий и организаций отрасли Государственной акционерной компании "Украинские железные дороги", 100% акций которой будут принадлежать государству. Такая модель управления обеспечивает органическое сочетание централизованного управления отраслью с рыночными условиями хозяйствования и соответствует принципам, определенным концепцией политики Кабинета Министров Украины относительно управления объектами государственной собственности, одобренной распоряжением Правительства № 467-р от 5 октября 2001г.
Основным путем реформирования является построение вертикально-интегрированной системы управления отрасли. Главные направления реформирования отрасли предусматривают:
- разграничение хозяйственных функций и функций государственного управления;
- создание единого субъекта хозяйствования на базе Укрзализныци, железных дорог и других, подчиненных ей предприятий, организаций и учреждений;
- распределение в системе железнодорожного транспорта естественно-монопольного, потенциально-конкурентного и конкурентного секторов, формирования условий для демонополизации отдельных сфер деятельности отрасли и развития конкуренции, обеспечения доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности;
- формирование структур управления по видам коммерческой деятельности, постепенное разгосударствление в конкурентном секторе;
- последовательное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых;
- усовершенствование и придания большей гибкости системе тарифов на перевозку грузов и пассажиров;
- сохранение железных дорог как важной организационно-технологического звена на железнодорожном транспорте;
- сохранение в составе единого субъекта хозяйствования объектов социальной сферы (медицинских, учебных и оздоровительных заведений и т.п.), которые способствуют обеспечению безопасности движения и охраны труда, формированию кадрового потенциала и отношений социального партнерства;
- сохранение целостности структуры управления информационными ресурсами, независимости и объективности подачи информации.