Skip to main content

Австралийский парадокс железных дорог

Австралии есть чем удивить и не только своей фауной. Это государство, которое занимает весь остров- континент и политическое единство которого вещь само собой разумеющаяся, поскольку изначально все шесть колоний принадлежали британской короне. Поэтому, казалось бы, что в этом государстве должна существовать однородная железнодорожная сеть, как, например, в Канаде, другом британском доминионе. Однако это не так и можно только удивляться существованию такого количества различий на территории страны: 3 основных ширины колеи (1600, 1435 et 1067 мм, плюс несколько более узких второстепенных линий), 2 системы электрификации (3 kV = et 25 kV ~ 50 Hz). Отличие в характеристиках подвижного состава по мере его обновления исчезнет, но в данный момент существуют: сцепки с боковыми и центральными буферами, тормоза вакуумные и воздушные. 
Объяснить этот факт можно тем, что шесть австралийских колоний развивались на побережье, не интересуясь внутренними территориями континента (термин outback, дословно « там, сзади» достаточно показателен для отображения процесса). Эти колонии больше внимания уделяли отношениям с метрополией, чем друг с другом; их редкие контакты осуществлялись морским путем. Каждая колония построила свою собственную железнодорожную сеть, следуя своим собственным нормам, не заботясь о том, что однажды их нужно будет соединить.

Только благодаря воле федеральных властей, предпринявших дорогостоящую реконструкцию, сегодня существует два трансконтинентальных соединения с обычной шириной колеи.