Skip to main content

Китай: широкая, практически изолированная сеть железных дорог

Железные дороги КитаяКитайская железнодорожная сеть стала заметно развиваться после революции 1949 и перехода на плановую экономику, а с 1980 -  после принятия планов транспортного развития. Раньше, в императорском Китае, долгое время закрытом для иностранного влияния, китайские сановники очень отрицательно воспринимали железные дороги, как и другие современные изобретения, которые нарушали естественный порядок вещей. Первые линии были построены развитыми зарубежными странами на концессионных землях на побережье.

Используемые спецификации североамериканского образца (в частности автоматическая сцепка системы Джанни (Janney)), а также от учредителей первых железнодорожных линий. Используются также паровозы массового планового производства, с оборудованием, переданным Советским Союзом, получившим его в лизинг от Соединенных Штатов во время 2 -й мировой войны1. Используется советское оборудование с вагонами по стандартам ОСЖД, а для строительства  электрических и дизельных локомотивов были использованы советские, французские, немецкие и американские технологии. Позже, для новых скоростных линий,  использовались европейские и японские технологии.

Китайская железнодорожная сеть с обычной шириной колеи имеет мало стыковок со своими соседями, и на всех стыковках необходимо менять ширину (Монголия и СНГ: 1,52 м, Вьетнам: 1м). На всех, кроме Кореи (которая технически является частью того же железнодорожного объединения), чьи линии мало используются из-за закрытия границ с Северной Кореей.