Skip to main content

Короткие взаимопроникновения железных дорог в Европе

Так называется прохождение поезда из одной железнодорожной сети по путям зарубежной соседней сети до передаточной станции, которая называется пограничной станцией. Пограничным участком называется участок железнодорожной линии, связывающей два самых ближних вокзала по обе стороны государственной границы.

Встречаются разные типы взаимопроникновения:

  • разделение между национальными железнодорожными системами располагается посреди пути, между двумя пограничными станциями; в этом случае обмен происходит на каждой пограничной станции;
  • пути одной из железнодорожных систем продолжаются на зарубежной территории до пограничной станции, где и происходит обмен (Пример: между Францией и Италией, система французской электрификации доходит до Винтимиль (И), а между Модан (Ф) и Буссолено (И), пограничный участок, расположенный в туннеле Мон-Сени и подъезд к вокзалу Модана с итальянской стороны, находится в зоне ответственности итальянской стороны, которая оснастила его итальянской сигнализацией и осуществляет его содержание. Так же между Виссембург (Ф) и Винден (Г), а также,  между Лотербург (Ф) и Воерт (Г), где германское оборудование доходит до французских вокзалов); этот выбор может быть продиктован топографическими (например, в горных дорогах, из-за недостатка места), или техническими условиями (например, чтобы осуществить обмен на станции, соединяющей две железнодорожные системы с разными типами электрификации);
  • редко, но существуют случаи, когда пограничный участок состоит из параллельного продолжения каждой сети по обе стороны границы (Пример: между Францией и Испанией, участки Андей (Ф) – Ирун (Исп) и Сербер (Ф) – Порт-Бу (Исп) имеют два пути. Один с колеей 1435 мм, электрификацией 1500 V =, французская сеть доходит до пограничного испанского вокзала. Второй пуль с шириной колеи 1668 мм, напряжением 3000 V =, продолжение испанской сети доходит до пограничного французского вокзала).

Если две сети соединяются несколькими пограничными участками, то, как правило, они распределяют между собой пограничные станции.

Кодекс МСЖД фиксирует положения соглашений по управлению и эксплуатации вокзалами и пограничными участками, по использованию локомотивов и поездов-автомотрис для международного обслуживания. 

После получения уведомления о количестве поездов, необходимых для обслуживания определенного участка и об их составе, сеть должна предоставить локомотивы, вагоны, машинистов и проводников (как правило, соразмерно километражу по ее территории). Если сеть не в состоянии, два года подряд, предоставить свою часть натурой, она должна будет выплатить денежную компенсацию своим партнерам.