Skip to main content

Особенности конструкции и содержания сооружений и устройств путевого хозяйства в странах региона (2)

Конструкция ж.-д. пути на мостах имеет некоторые особенности: при наличии железобетонного балластного корыта верхнее строение представляет собой обычную рельсошпальную решетку на балластном основании (2.13); на металлических мостах рельсы укладываются на деревянные мостовые брусья (2.14) или железобетонные плиты (2.15), которые специальными болтами крепятся к продольным балкам. Для предотвращения схода колес подвижного состава в пределах моста рядом с путевыми рельсами укладываются контррельсы и при наличии деревянных поперечин - противоугонные охранные брусья.

В тоннелях в основном применяется типовая конструкция верхнего строения пути на балластном основании, однако более рациональной является конструкция на бетонном основании или с прикреплением рельсов через промежуточные амортизаторы к железобетонным плитам. Аналогичные конструкции пути широко применяются на скоростных наземных линиях в Японии, Китае и находят все большее распространение в других странах. (2.16-2.18).

Ширина рельсовой колеи - расстояние между рабочими кантами рельсов - зависит от соответствующих размеров колесных пар подвижного состава и колеблется в значительных пределах (2.19).

Узкая колея (500; 750; 914; 1000 мм) применяется на линиях с грузонапряженностью до 10-15 млн. т-км брутто на 1 км в год. Узкоколейные ж. д. обеспечивают скорости до 90-100 км/ч (в Японии при колее 1067 мм до 120 км/ч); они типичны для стран Африки, Юго-Восточной Азии, ряда стран Латинской Америки, в странах СНГ распространены в основном на лесовозных трассах и промышленном транспорте.

Нормальная - 1435 мм (США, Канада, Мексика, страны Западной Европы, Китай, скоростные ж. д. Японии) - в настоящее время самая распространённая ширина колеи, протяжённость железных дорог с такой шириной составляет в мире 60% и широкая колеи 1520 мм (страны СНГ, Латвия, Литва, Эстония, Монголия, Финляндия), 1600 мм (отдельные дороги Австралии, Бразилия), 1665 мм (Испания), 1676 мм (Аргентина, отдельные дороги Индии) - применяются на линиях с грузонапряженностью более 15 млн. ткм брутто на 1 км в год, максимальная скорость на таких линиях достигает 350 км/ч.

Распространение различной колеи по странам приведено в табл. 2.1 и на сл. 2.20.

Хотя в Словакии используется стандартная европейская колея 1435 мм, для ускорения поставок железной руды из СССР на металлургические заводы в Кошицах, в 1963 году была построена ширококолейная дорога 1520 мм из Ужгорода до станции Ганиска-при-Кошицах длиной 88 км. Дорога интенсивно используется до сих пор. Вторая подобная дорога — польская ширококолейная металлургическая линия существует в Польше на PKP с 1979 года и ведёт от Хрубешува до силезского города Славкув. По ней перевозилась железная руда из СССР на катовицкие металлургические заводы и каменный уголь в обратном направлении.

В крутых кривых (как правило, при радиусах менее 350-300 м) производится уширение колеи для обеспечения вписывания подвижного состава без заклинивания (на большинстве ж. д. колеи 1520 мм установлена колея: на прямых и криволинейных участках с радиусом R не менее 350 м - 1520 мм, при радиусе 349-300 м - 1530 мм; 299 м и менее - 1535 мм).

Ширина колеи является одним из основных технических барьерных мест при перевозке пассажиров и грузов между различными линиями.

 

Таблица 2.1 Распространенные колеи по странам

Колея, мм

Название

Протяженность

Используют

1676

Индийская колея

>42 300 км.

Индия (Проект "Unigauge" - 42 000 км.), Пакистан, Аргентина, Чили

1668

Иберийская колея

14 300 км.

Portugal, Испания

1600

Ирландская колея

9 800 км.

Ирландия частично Австралия - "Викторианская колея" (4 017 км.), Бразилия (4 057 км.)

1524

Русская колея

7 000 км.

Финляндия, Эстония

1520

220 000 км.

страны СНГ, Латвия, Литва, Монголия... (всего 17% железных дорог)

1435

Стандартная колея

720 000 км.

Центральная и Западня Европа, США, Канада, Китай, Корея, Австралия, Ближний Восток, Северная Африка, Мексика, Куба, Панама, Венесуэла, Перу, Уругвай (всего 60% железных дорог)

1067

Капская колея

112 000 км.

Южная и Центральная Африка, Индонезия, Япония, Тайвань, Филиппины, Новая Зеландия, частично Австралия (всего 9% железных дорог)

1000

Метровая колея

95000 км.

Юго-Восточная Азия, Индия 17,000 км., Бразия (23,489 км.), Боливия, Север Чили, Кения, Уганда (всего 7% железных дорог)

 

Слайды можно скачать здесь.