Skip to main content

Особенности работы и устройства пути на мостах

Общие сведения. На железных дорогах применяют два типа мостового полотна: с ездой на балласте (железобетонные и сталежелезобетонные пролетные строения длиной 33-55 м) (сл. 4.82) и безбалластное (преимущественно металлические мосты) (сл. 4.83). В некоторых странах на скоростных линиях используют безбалластное плитное основание (сл. 4.84).

Основная особенность работы верхнего строения пути на мостах заключается в подвижности подрельсового основания (нижнего строения) в горизонтальной плоскости в продольном направлении, которая вызывается нагрузкой на пролетное строение от подвижного состава и изменением температуры. В первую очередь это относится к металлическим мостам с безбалластным полотном, которое прочно связано с пролетными строениями. С целью ограничения горизонтальных силовых воздействий на безбалластное мостовое полотно от поездной нагрузки устройство таких мостов рекомендуется на площадках или на ограниченных уклонах (СНГ - 4 ‰) и на прямых в плане участках пути.

Работа пути на мостах с ездой на балласте и обычного пути на земляном полотне существенно не различается. Поэтому устройство таких мостов допускается при любых сочетаниях профиля и плана линии, регламентированных нормами.

Для того чтобы передача временной нагрузки на балки или фермы была равномерной, стремятся обеспечить совпадение осей пути и пролетных строений. Несовпадение допускается, но в ограниченных пределах, и при необходимости проверяется грузоподъемность пролетных строений. Так, на мостах с безбалластным полотном в прямых участках ось пути не должна отклоняться от оси пролетного строения более чем на 30 мм, а в кривых — на 20 мм; при езде на балласте допускаются большие отклонения — соответственно 50 и 30 мм. При этом на мостах с ездой понизу обязательна проверка и соблюдение габарита приближения строений.

Вертикальные прогибы пролетных строений под подвижной нагрузкой могут достигать до 1/300 расчетного пролета. Чтобы сделать движение поездов более плавным, рельсовому пути придают строительный подъем по плавной кривой (дуге круга, параболе). При этом стремятся, чтобы стрела кривой строительного подъема примерно соответствовала величине упругого прогиба пролетного строения от половины нормативной подвижной вертикальной нагрузки.

На эксплуатируемых и новых линиях мостовое полотно устраивается в соответствии со сл. 4.82 - 4.84. При этом балластная призма может быть однослойной — из щебня и двухслойной — из асбестового балласта поверх дренирующего щебеночного слоя.

Основное отличие верхнего строения пути на мостах с ездой на балласте от типовой конструкции на земляном полотне заключается в наличии балластного корыта железобетонного пролетного строения и устоя, в связи с чем отпадает необходимость в укладке песчаной подушки под щебнем.

 

Слайды можно скачать здесь.