Skip to main content

Охранные приспособления на мостах

Основное назначение охранных приспособлений — обеспечить безопасный проход поезда в случае схода с рельсов колесной пары или тележки на мосту или на подходах к нему. С этой целью внутри рельсовой колеи укладывается у каждого путевого рельса сплошная линия зашиты из контруголков (контррельсов). Такие охранные приспособления применяют на мостовом полотне с ездой на балласте (сл. 4.82), а также со сплошным безбалластным полотном из железобетонных плит (сл. 4.84). Контруголки (контррельсы) ограничивают боковые смещения подвижного состава, сошедшего с рельсов на мосту или на подходах к нему, предотвращая падение и опрокидывание экипажей, сошедших с рельсов. Очертание габарита С обеспечивает безопасный пропуск поезда при наибольшем отклонении сошедшего вагона в сторону до 400—450 мм.

На мостах с безбалластным полотном из поперечин (деревянных, железобетонных или металлических) сход колес с рельсов опасен также последствиями, связанными с возможностью раздвижки поперечин и провала колес между ними. Поэтому на таких мостах в качестве второй линии защиты применяются охранные (противоугонные) уголки или брусья (сл. 4.83), укладываемые снаружи путевых рельсов и предотвращающие продольные смещения мостовых поперечин сошедшим колесом в сторону движения.

Охранные приспособления внутри рельсовой колеи (контруголки или контррельсы длиной не менее чем по 6 м), а также снаружи колеи (противоугонные или охранные уголки, брусья) укладывают на всей протяженности мостов. При этом контруголки (контррельсы) протягивают внутри каждой колеи до задней грани устоев и далее их концы на протяжении не менее 10 м сводят "челноком" (сл. 4.85), заканчивающимся металлическим башмаком специальной конструкции.

Наиболее важные элементы контррельсов (контруголков) — это вводящие устройства — "челноки". Они в первую очередь воспринимают удар сошедшей колесной пары и принудительно отклоняют ее в желоб между рельсами и контррельсами (контруголками).

"Челноки" укладываются на деревянных или железобетонных шпалах мостового типа. Конструктивные особенности мостовых шпал вызваны необходимостью прикрепления к ним контруголков в пределах моста и уголков "челнока" за устоями моста (см. сл. 4.85). Для этой цели верхняя постель шпалы устраивается горизонтальной, что дает возможность уложить контруголки и "челнок" в одной плоскости. Прикрепление контруголков и уголков "челнока" к шпалам осуществляется с помощью путевых шурупов, которые завинчиваются в пропитанные буковые дюбели или закладные шайбы, заделанные в шпалы при их изготовлении.