Skip to main content

Сооружения и устройства для перехода с одной ширины колеи на другую

Применяемая в настоящее время технология перестановки вагонов с колеи 1520 мм на колею 1435 мм и в обратном направлении путем смены ходовых частей (тележек) применительно к пассажирским международным перевозкам явно устарела. Она доставляет пассажирам множество неудобств, связанных с необходимостью выполнения следующих технологических операций:·

  • маневровые работы при подаче вагонов на пункты перестановки (ППВ);
  • расстановка вагонов по стойлам на ППВ;
  • размыкание и замыкание шкворней слесарями в вагонах;
  • подъемка и опускание вагонов с пассажирами на домкратах;
  • выкатка и подкатка тележек;· формирование состава после замены тележек.

Работы с вагонами на производственных площадях ППВ проводятся в условиях повышенного шумового воздействия на пассажиров. Длительность операций по перестановке вагонов приводит к нарушениям санитарно-гигиенических условий, что не совместимо с требованиями комфорта. Применение технологии перестановки вагонов сменой тележек не способствует повышению привлекательности международных поездок железнодорожным транспортом. Поэтому представляет практический интерес применение технологий перехода с одной колеи на другую в автоматическом режиме с использованием так называемых раздвижных колесных пар (РКП). Из известных систем РКП для пассажирских вагонов применяются системы Тальго и SUW2000.

Испанская система РКП Тальго успешно эксплуатируется в пассажирском сообщении более тридцати лет. Поезда системы Тальго представляют собой сочлененные составы. Смежные вагоны в таком составе опираются на общие ходовые части, представляющие двухколесные тележки. Колеса в тележках вращаются независимо друг от друга. При переходе через путепереводное устройство на стыке железных дорог колеи 1668 мм и колеи 1435 мм колеса разгружаются и перемещаются на своих полуосях из одного фиксированного положения в другое. В процессе смены расстояния между колесами нагрузка от кузова передается на элементы путепереводного устройства посредством скользящих пар (салазок). Для снижения величины коэффициента трения скольжения в пары трения подается вода.

Такое переводное устройство установлено на Калининградской железной дороге в рамках совместного российско-немецкого проекта по организации высококомфортабельного туристического поезда из Берлина в Калининград под опытный состав испанской фирмы Talgo. Предполагается, что установка такого устройства станет одним из ключевых звеньев реализации всего проекта организации высококомфортабельных туристических поездов по маршруту "Берлин-Калининград-Санкт-Петербург". С помощью устройства подвижной состав сможет переходить с узкой европейской колеи на более широкую российскую непосредственно при движении поездов, что позволит осуществлять их дальнейший пропуск по железным дорогам Литвы, Латвии и России.

Польская система РКП SUW2000 доктора Р. Сувальского предназначена как для пассажирских, так и для грузовых вагонов. Переход вагонов с РКП системы SUW2000 с одной колеи на другую осуществляется на путепереводном устройстве при полной осевой нагрузке (см. сл. 5.1-5.5)

На Львовской железной дороге лабораторией вагонов Днепропетровского национального университета ж.д. транспорта проведены ходовые динамические испытания вагонов польского производства, оборудованных РКП системы Suw2000.

 

Слайды можно скачать здесь.