На протяжении многих лет в системе международных перевозок с переходом стыков железных дорог различных стандартов используются технологии перевалки грузов и перестановки вагонов. Перегрузочные работы являются наиболее трудоемкими, а для некоторых видов грузов, например, опасных, перегрузка принципиально невозможна. Более прогрессивным способом является перегрузка грузовых единиц - контейнеров, съемных кузовов, контрейлеров и т.п. Однако в целом перевалка грузов остается менее производительной технологией по сравнению с перестановкой вагонов.
Существующая система перестановки вагонов на стыковых пунктах железных дорог колеи 1520 мм и колеи 1435 мм путем смены однотипных тележек, обеспечивала бесперегрузочные перевозки по железным дорогам стран-членов ОСЖД. В настоящее время традиционная система перестановки вагонов используется для обеспечения бесперегрузочных перевозок жидких грузов в цистернах западноевропейского типа, приспособленных для эксплуатации на железных дорогах Украины. При этом производится смена разнотипных тележек с применением адаптеров.
На основе результатов анализа эффективности различных способов перехода вагонов с железных дорог колеи 1520 мм на железные дороги колеи 1435 мм в Украине проф. Демин Ю.В. предложил усовершенствовать технологию смены тележек с использованием технического оснащения существующих пунктов перестановки вагонов. Им разработаны технические решения модернизации тележек модели 18-100 с целью достижения их взаимозаменяемости с тележками стандарта колеи 1435 мм и повышения динамических качеств. Идея предложенных решений заключается в установке на надрессорных балках сферических подпятников и упругих боковых скользунов, изменении конструкции клиновых гасителей колебаний и устройств опирания боковых рам на буксовые узлы.
Проект ДК 2000 позволяет также наиболее рациональным способом решить проблему ускоренного перехода вагонами типа "Восток-Запад" стыков железных дорог с различной шириной колеи. Применением для оборудования тележек типа ДК2000 опорных устройств (подпятника и скользунов), выполненных по стандартам UIC, достигается взаимозаменяемость тележек колеи 1520 мм и колеи 1435 мм. Такое решение, кроме улучшения динамических качеств вагонов, дает возможность ускорить технологические процессы, связанные со сменой тележек на пунктах перестановки вагонов. В частности, пробная смена тележек вагона-цистерны типа 406R, адаптированной к условиям работы на железных дорог колеи 1520 мм, на тележки типа ДК2000 показала существенное преимущество безадаптерной перестановки вагонов. Усовершенствованная таким образом традиционная технология безперегрузочных перевозок путем смены тележек не требует значительных капитальных вложений, как это необходимо в случае использования ходовых частей с раздвижными колесными парами.
Разработанный в Украине проект направлен на ускорение перестановки вагонов типа "Восток-Запад" за счет исключения трудоемкого процесса установки и снятия адаптеров и откидных скользунов. Кроме того, реализованные проектные решения позволят улучшить показатели безопасности движения грузовых вагонов и образуют реальную основу для создания ходовых частей нового поколения для специализированных вагонов перспективных конструкций.
Posted in