Skip to main content

Европейская реформа железных дорог. Les livres blancs de la Commission Européenne

Две белые книги Европейской Комиссии посвящены общей политике на транспорте:

  • Белая Книга 1992г.  «Стратегия по восстановлению динамики транспорта»,
  • Белая Книга 2001г  «Европейская политика на траснпорте к 2010 году».

Первый сборник ставил задачей способствовать открытию европейского рынка траснортных услуг. Второй – под руководством Игнасия Лойола де Паласио, еврокомиссаром транспорта и энергетики с 1999 по 2004гг – содержит основные цели в области транспорта (на всех его видах).

«Европейская политика на траснпорте к 2010 году» имеет две цели:

  1. Восстановление равновесия между различными видами транспорта (мультимодальность и перенос перевозок на иные виды)
  2. Равномерный рост экономики и, связанный с ним рост транспорта и перевозок.

Перенос деятельности на иные виды транспорта: Политика открытости транспортного рынка, проводимая в 1990 годы привела к полной и успешной либерализации воздушного, речного, автомобильного и морского транспорта, предназначенного для перевозок на короткие расстояния. (за исключением железнодорожного транспорта). Автомобильный транспорт получил наибольшие выгоды от этого процесса, что только увеличило разрыв между ним и другими видами транспорта, в частности, ж/д транспортом. Но рост потока крупнотоннажных грузовиков приводит к заторам и загрязнению окружающей среды, особенно на крупных транспортных осях в местах сужения дорог (в частности, в горных районах – Альпах и Пиренеях) и в городских зонах. Экспоненциальный и неконтролируемый рост  автотранспорта необходимо подчинить логике долгосрочного развития, тем более, что по прогнозам грузоперевозки должны увеличиться к 2010г на 38% (+24% - прогноз роста пассажирских перевозок).

Face à cette situation, la stratégie de transfert modal consiste à transférer des marchandises de la route vers d'autres modes de transport, et en particulier le rail, autour duquel la Commission a orienté sa politique.

L'examen à mi-parcours du Livre Blanc: En juin 2006, la Commission européenne a adopté quelques réorientations de sa politique afin de tenir compte d'un certain nombre d'éléments (élargissement de l'UE, challenges énergétiques, nouvelles exigences en matière de sûreté, premiers résultats des politiques menées depuis 2001).

Les objectifs généraux de 1992 et 2001 sont conservés mais deux nouveaux concepts sont introduits:

  • L'optimisation du potentiel de chaque mode de transport afin de déconnecter la mobilité de ses effets secondaires négatifs
  • La co-modalité, à savoir l'utilisation efficace des différents modes de transport, individuellement et de manière combinée
  • Il est à noter que depuis 2008, le livre blanc intègre dans les modes de transport le mode fluvial.