Skip to main content

Место сертификации в современном строительстве Евросоюза. Сертификация и качество

Качество и сертификация - выступают взаимодополняющими понятиями, так как сертификация позволяет оценить усилия, которые предприятие  предприняло для достижения качества. Между тем, поиск качественного решения  не связан  с целью получить сертификат. Также получение сертификата не является залогом коммерческого успеха продуктов или услуг, предлагаемых предприятием, так как он только констатирует соответствие «определенным требованиям» которые могут быть зафиксированы на том уровне, который не соответствует ожиданиям рынка.

Система менеджмента безопасности
Предприятие, желающее пройти сертификацию, реализует внутри своей организации «Систему менеджмента безопасности» для того, чтобы доказать свою компетентность в вопросах безопасности, непосредственно относящихся к его деятельности:
Это означает, что система менеджмента безопасности Компании Путевого Хозяйства или Перевозчика будет стремиться доказать, что компания может надежно организовывать перевозки; для предприятия,  которое разрабатывает и производит железнодорожное оборудование (подвижной состав, оборудование сигнализации, прокладка пути, и.т.д.) -  что оно может разрабатывать и изготавливать оборудование достаточно надежным, т.е. так, чтобы вероятность  железнодорожного инцидента или аварии вследствие ошибок, нарушений работы или сбоев в работе оборудования  была признана приемлемой. 

Чтобы установить работу системы менеджмента на предприятии, определенное количество процедур, процессов и ключевых документов должно быть создано, регулярно применяться и обновляться.

Существуют другие системные типы менеджмента:

  • система менеджмента способностей, который стремится  точно и без ошибки восстановить промышленное производство,
  • система менеджмента качества, которое стремится овладеть качеством системы.

В системе менеджмента безопасности, основанной на норме EN50126, используется Реестр опасностей для поддержания и управления безопасностью. Ключевой элемент  который должен быть идентифицирован, измерен, обработан, проконтролирован, - это "риск".

EN50126 описывает все необходимые ключевые элементы в системе менеджмента безопасности:

  • обязательство соблюдения безопасности, которое берет на себя  руководство предприятия,
  • план безопасности,
  • процесс идентификации и оценки рисков,
  • реестр опасностей,
  • внутренний аудит,
  • анализ нарушений работы, инцидентов и аварий,
  • и т. д.

Каждое железнодорожное предприятие, согласно его размеру, деятельности, природе и степени железнодорожных рисков, которые его касаются, должно регулировать объем, сложность, технические и финансовые затраты для того, чтобы определять и осуществлять работу системы менеджмента безопасности, приспособленную к структурной организации предприятия и к циклам развития его направлений деятельности.

EN50126 определяет процесс менеджмента безопасности, основанный на цикле жизни системы, который соответствует менеджменту надежности функционирования различных железнодорожных задач. Этот процесс включает:

  • определение требований Надежности, Ремонтопригодности, Наличия и Безопасности (НРНБ)
  • организацию и использование задач НРНБ
  • идентификацию и оценка элементов НРНБ
  • проверка соответствия окончательного продукта требованиям НРНБ  
  • контроль над соблюдением требований НРНБ в течение всего срока эксплуатации продукта.


Цикл менеджмента безопасности
Менеджмент безопасности можно описать так же, как и любой иной цикл менеджмента постоянного контроля качества:



Figure 1: Цикл менеджмента безопасноcти


Цикл менеджмента безопасности включает в себя четыре фазы
«планирование»: подготовка действий или продуктов, фиксация целей, проведение анализа рисков.

  • «исполнение» или «do»: реализация предусмотренных планов, организация и реализация действий или процедур
  • «контроль» или «check»:  проверка результативности действия или произведенных результатов пробным путем, аудитом или статистикой анализа ситуаций
  • «подстройка» или «act»: анализ отчетов предыдущей фазы и предположение новых соответствующих решений.