Skip to main content

Разбиение ж/д системы в европейских директивах

Норма EN 50126 о спецификациях и проявлении НРНБ(Надежности, Ремонтопригодности, Наличия и Безопасности) в области ж/д транспорта

Эта норма описывает единый подход к управлению надежностью, наличием, ремонтопригодностью и безопасностью (НРНБ) железнодорожных проектов. Она обязательна к исполнению любым субъектом, развивающим ж/д продукты: Изготовителем, Перевозчиком, Компанией Путевого Хозяйства.

Процессы спецификации и демонстрации требований НРНБ - ключевые элементы, содержащиеся в норме. Они создают системный подход, облегчающий оценку взаимодействий, относящихся к НРНБ между элементами ж/д системы.

Норма EN50126 вписывается в рамки Европейского Единого Рынка и облегчает интероперабельность европейской железнодорожной сети.

Процессы, описанные в норме, предполагают, что субъекты, которые ее осуществляют, (Перевозчики, Компании Путевого Хозяйства, Изготовители) будут развивать  политику Качества и Безопасности. Подход, определенный нормой, согласован с предписаниями управления качеством международных норм серии  ISO 9000.

Общий процесс спецификации и демонстрации требований НРНБ представлен на схеме далее:


Figure 1: Модель разработки и утверждения согласно норме EN50126


Разбиение ж/д системы в европейских директивах
Именно на основе такого разбиения директива (2001/16/СЕ), целью которой является  интероперабельность европейской сети скоростных поездов, была разработана AEIF – организацией-предшественником ЕЖДА, которое разработало директиву 96/48/СЕ для интероперабельности высокоскоростной сети. Положения директивы касаются параметров, компонентов, интерфейсов и процедур, которые необходимы и достаточны для подтверждения и гарантии интероперабельности сети скоростных поездов. Целью Директивы также является установить условия, которые должны быть удовлетворенны, чтобы на территории Евросоюза осуществлялась интероперабельность трансъевропейской железнодорожной системы.

Эти условия касаются проектирования, строительства, сдачи в эксплуатацию, реконструкции, возобновления, эксплуатации и обслуживания элементов этой системы, которые будут введены в строй после вступления в силу директивы, так же как и квалификации, здравоохранения и безопасности персонала, который участвует в ее эксплуатации.

 Именно такое разбиение использовано с момента его создания в 2004 ЕЖДА (англ. ERA) для работ, входящих в ее полномочия: пересмотр директив, составление и ревизия директив и ТСИ.

Работы над общими нормами проводятся, прежде всего, для норм для контрольно-управляющих систем и сигнализации, компьютерных приложений для грузовых перевозок, для условий организации перевозок, включая квалификацию персонала, для грузовых вагонов, и, наконец, в вопросах шума.