Skip to main content

Железнодорожные риски. Принцип ALARP в Великобритании

Принцип ALARP Означает «As Low as Reasonable Practible»(Низкий, насколько это возможно). Он применяется в Соединенном Королевстве.

Это означает, что, если возможно с помощью разумного усилия снизить риск до значений, указанных в желтых прямоугольниках диаграммы, это должно быть сделано.

Этот принцип применяется в особенности для «желтых рисков», расположенных снизу справа, т.е. редких или исключительно редких по частоте проявления и с катастрофическими последствиями.

Эта противоречивая категория рисков довольно часто обсуждается – вероятны ли они и насколько? Есть ли необходимость откладывать реализацию проекта или затрачивать значительные финансовые средства для снижения вероятности или степени опасности этих рисков? Не приведет ли это к бесполезному усложнению системы? Использовать ли другие риски? Принцип ALARP позволяет выйти из противоречий и избежать таких вопросов.


Пример применения принципа ALARP
Предположим, что риск 1 в матрице рисков выше соответствует катастрофическому сценарию, при котором во время проезда тоннеля произошел пожар на борту поезда.

Анализ рисков проекта установил, что возможно снизить вероятность аварии с 10 раз возможных на 1 миллион лет до 5 раз возможных на 1 миллион лет, если установить кнопку . «Принудительный ход» на панели управления машиниста. Кнопка «Принудительный ход» позволяет разблокировать тормозную систему и принудительно включить режим моторов, позволяющий выехать из туннеля.  Стоимость внедрения функции и кнопки «Принудительный Ход» оценивается в 100 000 Евро, а срок установки на парк тяговых устройств – 12 недель.

Руководитель проекта может попытаться возразить: «Эта модификация неразумна, так как мы уже отстаем от графика работ и нам необходимо 12 дополнительных недель. Расходы не заложены в предварительную смету и нет резервов для финансирования. Необходимо дополнительное отчисление средств Генеральной Дирекцией».

В силу действия принципа ALARP, кнопка «Принудительный Ход» ДОЛЖНА быть установлена, так как  её стоимость и срок внедрения соразмерна проекту разработки подвижного состав (бюджет в несколько миллионов Евро и срок внедрения от 3 до 5 лет.) и при том, что пожары являются катастрофическими авариями, с результатом в десятки погибших, прекращением движения на несколько недель и сложными работами по восстановлению оборудования.

Чтобы помочь руководителю проекта  принять решение в плане даты пуска в эксплуатацию, можно осуществить пуск без установки кнопки и функции «Принудительный ход», отложив её внедрение на 12 недель, что соответствует сроку доработки локомотивов.