Оценщик должен быть независим от изготовителя и пользователя продукта. Степень оценки экономической и операционной независимости устанавливается властями и органами в каждой отдельной стране.
Рис. 1 : Независимость оценщика по норме EN50129
Норма EN50129, как показано на рисунке, уточняет, что оценщик не может являтся лицом той же стороны, что и проверяющий, утвердитель, изготовитель и заказчик проекта, в зависимости от уровня SIL проекта.
Понятие независимости оценивается в силу экономической и организационной независимости и лучше понимается, если речь идет об оценке внутренними и внешними рабочими группами.
Крупные ж/д изготовители (Siemens, Alstom, Bombardier, Alcatel, Faiveley… ) имеют внутренние группы оценщиков, независимые от разработчиков и наделенные широкими полномочиями. Тем не менее, они имеют слабую экономическую и операционную независимость, и могут быть заменены внешними (сторонними) группами для проектов высоких уровней безопасности (SIL3, SIL4) или по требованию норм законодательства.
Источники: (/TR 50126/, "Guide to EN 50126")
В TR 50129 ("Инструкция к EN50129") Изд. 2006, гл. 7.1.2, Слово «Организация» интерпретируется как либо внешняя организация, либо как внутреннее автономное подразделение компании:
"Как правило, Эксперт по Безопасности или Экспертная Компания должна быть допущена к оценке властями, отвечающими за безопасность. Эксперт может быть как членом независимого подразделения компании (например, экспертного центра)или независисмой сторонней организации. Степень независимости Эксперта от разработчика и процесса НРНБ должна быть доказана и утверждена властями, отвечающими за вопросы безопасности. Экспертная Организация должна быть аккредитована в соответствии с нормой EN 45004.
Указанный стандарт EN 45004 содержит требования к внутреннему подразделению компании в свете его экономической и операционной независимости от других подразделений и требования к профессиональным навыкам Руководителя данного подразделения.
Компетенции оценщика
Чтобы исполнять свои функции, оценщик должен иметь достаточную компетенцию в:
- ж/д технологиях
- проведении аудитов.
Источники: (/TR 50129/)
В TR 50129, Изд. 2006, гл. 7.1.2, описаны критерии оценщика:
"Эксперт должен как минимум иметь компетенцию в таких областях:
- специфика или соответствующий опыт ж/д эксплуатации
- технология системы
- местные требования/правила применения
- законодательные требования и установленные требования технологии
- необходимый практический опыт и умение составлять экспертный оценочный отчет
- гарантия независимости и непредвзятости
- контроль менеджмента разработки и требования к менеджменту безопасности s
- знание соответствующих стандартов CENELEC"