Skip to main content

Независимость и компетенция оценщика железнодорожного проекта

Оценщик должен быть независим от изготовителя и пользователя продукта. Степень оценки экономической и операционной независимости устанавливается властями и органами в каждой отдельной стране.
 

Рис. 1 : Независимость оценщика по норме EN50129

Норма EN50129, как показано на рисунке, уточняет, что оценщик не может являтся лицом той же стороны, что и проверяющий, утвердитель, изготовитель и заказчик проекта, в зависимости от уровня  SIL проекта.

Понятие независимости оценивается в силу экономической и организационной независимости и лучше понимается, если речь идет об оценке внутренними и внешними рабочими группами.

Крупные ж/д изготовители (Siemens, Alstom, Bombardier, Alcatel, Faiveley… ) имеют внутренние группы оценщиков, независимые от разработчиков и наделенные широкими полномочиями. Тем не менее, они имеют слабую экономическую и операционную независимость, и могут быть заменены внешними (сторонними) группами для проектов высоких уровней безопасности (SIL3, SIL4) или по требованию норм законодательства.

Источники: (/TR 50126/, "Guide to EN 50126")

В TR 50129 ("Инструкция к EN50129") Изд. 2006, гл. 7.1.2, Слово «Организация» интерпретируется как либо внешняя организация, либо как внутреннее автономное  подразделение компании:
"Как правило, Эксперт по Безопасности или Экспертная Компания должна быть допущена к оценке властями, отвечающими за безопасность. Эксперт может быть как членом независимого подразделения компании (например, экспертного центра)или независисмой сторонней организации. Степень независимости Эксперта от разработчика и процесса НРНБ должна быть доказана и утверждена властями, отвечающими за вопросы безопасности. Экспертная Организация должна быть аккредитована в соответствии с нормой EN 45004.

Указанный стандарт EN 45004 содержит требования к внутреннему подразделению компании в свете его экономической  и операционной независимости от других подразделений и требования к профессиональным навыкам Руководителя данного подразделения.  

Компетенции оценщика
Чтобы исполнять свои функции, оценщик должен иметь достаточную компетенцию в:  

  • ж/д технологиях
  • проведении аудитов.


Источники:  (/TR 50129/)

В TR 50129, Изд. 2006, гл. 7.1.2, описаны критерии оценщика:

"Эксперт должен как минимум иметь компетенцию в таких областях:

  • специфика или соответствующий опыт ж/д эксплуатации
  • технология системы
  • местные требования/правила применения
  • законодательные требования и установленные требования технологии
  • необходимый практический опыт и умение составлять экспертный оценочный отчет
  • гарантия независимости и непредвзятости
  • контроль менеджмента разработки и требования к менеджменту безопасности s
  • знание соответствующих стандартов  CENELEC"