Skip to main content

Методы определения рисков. Предварительный анализ рисков

ВокзалОпределение рисков – это первый и основной этап анализа рисков.

Каждому железнодорожному проекту, т.е. при каждом создании новой или внесении изменений в существующую систему, соответствует специфический перечень инцидентов, которые могут произойти в случае нарушений в работе работы или полного бездействия одного или нескольких элементов системы.

Стандарт Нормы EN50126 относится к методам точного определения рисков, которые необходимо свести к минимуму.  

Хотя целью данного модуля не является составление курса лекций по безопасной работе, можно, тем не менее, выделить два наиболее часто используемых на этом этапеметода:

  • Предварительный анализ рисков,
  • Дерево событий.

Предварительный анализ рисков

Предварительный анализ рисков является основным и строго структурированным, особенно в том, что касается вопросов безопасности, при разработке любого инновационного проекта, идет ли речь о модифицировании уже существующей системы или о создании новой.

Как следует уже из самого названия, необходимость в ПАР возникает прежде, чем встает вопрос о методах оценки рисков (анализ способов, влияния и тяжести последствий неисправностей (AMDEC), дерево событий и др.). Большая часть этого анализа производится в самом начале проекта и может включать в себя использование таких методов, как дерево происшествий. При этом ПАР сопровождает проект на всех стадиях его развития и может быть пересмотрен или дополнен по мере уточнения проекта. Такие методы, как дерево происшествий, использующиеся при проведении точных и подробных исследований, необходимы для сведения к минимуму рисков проекта. Проведение ПАР - весьма целесообразно в таких сферах деятельности, как транспорт и химия, где вопросы безопасности являются максимально важными.

Основные принципы ПАР

Проведение ПАР требует хорошего знания системы, которую предстоит анализировать. Для этого можно прибегнуть к функциональному анализу системы, выделяя ее основные функции,  их характеристики и ограничения. Также целесообразно составить древовидную техническую схему системы. Стартует ПАР на этапе инициализации проекта: создается рабочая группа, в состав которой включают специалистов, обладающих знаниями о происшествиях на подобных системах; составляется контрольный перечень опасных ситуаций; особое внимание уделяется возможным неисправностям.  
ПАР проводится в три основных этапа:

Определение рисков системы

Определение самых уязвимых с точки зрения безопасности функции системы (таблицы функционального ПАР) и важное для обеспечения ее безопасности оборудование (таблицы элементного ПАР).

Определение тяжести последствий (и при необходимости вероятности случайности)

На данном этапе используют опытные данные, заполнят столбцы «степень тяжести»  и «случайности» в таблицах ПАР (кроме случаев, когда случайность не может быть определена, а также, если проект является инновационным).

Обобщение и определение мер, направленных на снижение рисков

Меры по снижению рисков призваны уменьшить как число неисправностей (снижение вероятности случайности), так и тяжесть их последствий (снижение степени тяжести).

Определение рисков системы

Определение рисков производится с использованием комплекса знаний:

  • специфических технических и функциональных данных системы,
  • основных неисправностей системы, которые могут иметь место, с учетом использующихся технологий, а также ее функциональной и технической архитектуры.

Рабочая группа может наиболее точно определить риски при условии:

  • обращения к опыту аналогичных систем;
  • составления контрольного перечня опасных элементов и ситуаций;
  • первичного анализа поставленной перед системой задачи;
  • знания технических данных системы;
  • описание окружающей систему среды (окружающей природы и среды, возникающей в результате работы самой системы).

Определение рисков заключается в выявлении опасных элементов системы и последствий ее возможных аварий. Для этого устанавливают связь между причинами неисправностей и неполадок и их влиянием на работу системы.