Skip to main content

Упрощенный метод определения остаточного ресурса

Posted in

поездМетод основан на предположении, что годовой ресурс вагона можно оценить по его наработкам SТ= Т m ∙N, определенным через усилие ударов в автосцепку Т (возведенное в степень т кривой усталости), приложенное   N-разово.

Соответственно этому, остаточный ресурс вагона определяют, проводя ударные испытания вагона до появления признаков усталостного разрушения. В качестве опытного объекта берется вагон, имеющий выработанный начальный ресурс прошедший соответствующий ремонт (восстановительный, или с удлинением срока эксплуатации).

Объект оборудуется автосцепкой-динамометром для измерения ударных усилий, а также тензодатчиками на консольной части хребтовой балки вблизи её соединения с шкворневой, где возникают максимальные напряжения от ударов в автосцепку. Датчики тарируют по напряжениям. Их показания служат для контроля, чтобы во время ударных испытаний не допустить превышения предела текучести металла рамы.

Испытания проводятся на двух смежных путях. На одном из них размещаются:

  • “стенка” из нескольких грузовых вагонов,
  • опытный вагон,
  • напольное устройство для измерения скорости бойка перед ударом и включения аппаратуры,
  • вагон-боек,
  • маневровый локомотив.

На соседнем пути ставят вагон-лабораторию, соединяя аппаратуру удлиненным гибким кабелем с датчиками опытного вагона.

Каждое соударение производится после разгона бойка локомотивом до требуемой скорости. Испытания часто проводят на специальной горке с лебёдкой для выкатывания бойка.

Соударения желательно проводить со скоростью от 2 км/ч до наибольшей допустимой. На малых скоростях выполняется по 3-5 ударов с интервалом через 1 км/ч, а на средних и высоких скоростях — большинство ударов, общее количество которых составляет 250-400. Одному году эксплуатации отвечает наработок S госд =140-200 МН4 .

Периодически соударения приостанавливают и проводят осмотр объекта на предмет появления трещин, остаточных деформаций или других повреждений. В случае обнаружения усталостных повреждений испытания заканчивают и определяют остаточный ресурс объекта.