Skip to main content

Общие требования к грузовым вагонам нового поколения

Posted in

Одной из важных проблем железнодорожного транспорта Украины является интеграция в Европейскую транспортную систему. Такая интеграция будет обеспечиваться прямым железнодорожным сообщением между Востоком и Западом континента в международных транспортных коридорах, часть которых пройдет территорией Украины и будет обслуживаться Укрзализныцей. Поэтому вагоны нового поколения, кроме соответствия отраслевым нормативам Украины и СНГ, должны удовлетворять требованиям: 

  • памятки организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) № О+Р 516 и соответствующей ей памятки международного союза железных дорог (МСЖД) № О+Р 430-4 «Грузовые вагоны соединения между железными дорогами колеи 1435 мм и железными дорогами колеи 1520 мм. Технические требования и технические условия для допуска вагонов»; 
  • кодекcа ОСЖД/МСЖД ХХХV «Правила обмена и использования грузовых вагонов нового поколения в соединении между железными дорогами с шириной колеи 1435 мм и 1520 мм».


В состав вагонного парка нового поколения войдут:

  • вагоны категории В («восток»), которые будут обращаться преимущественно на железных дорогах стандарта 1520 мм ¾ УЗ, СНГ, Балтия, Финляндия;
  • вагоны категории В-З («восток-запад»), которые будут обращаться на железных дорогах стандартов 1520 мм и 1435 мм с перестановкой тележек на пограничных пунктах УЗ;                                                           — вагоны категории В-З-Р («восток-запад с раздвижными колесными парами)» — будут обращаться на железных дорогах стандартов 1520 мм и 1435 мм с пропуском на стыковых станциях через специальные путевые переводные устройства.


Нагрузка от колесной пары на рельсы для вагонов общего назначения сохраняется  230 кН (23,5 тс), а с увеличенной грузоподъемностью ¾ 245 кН (25 тс). Рекомендуется предусматривать быстросъемные соединения между колесными парами и боковыми рамами тележки, а также между тележкой и кузовом.

Требования к ходовым частям — минимизация динамических сил взаимодействия вагона с рельсовой колеей, улучшение плавности хода порожнего вагона, показателей безопасности движения. Для вагонов категории В-З необходимо выпускать две модели тележек ¾ для колеи шириной 1520 мм, которые подкатываются под каждый вагон, и для колеи шириной 1435 мм — для пунктов перестановки в количестве, которое устанавливает УЗ. Тележки для вагонов категории С-З-Р планируется изготовлять по специальным заказам.

Вагоны нового поколения оборудуются автосцепками полужесткого типа (с кронштейнами-ограничителями на малых зубьях и подпружиненными центрирующими балочками). Механизм автосцепки может иметь измененную конструкцию, которая обеспечивает ускоренное время процесса  автоматического  сцепления и гарантированное отсутствие саморасцепов. Вагоны категории «В-З» оборудуются с обеих сторон тяговыми сцепками (обеспечивающими сцепление как с автосцепками, так и с ручной упряжью) и буферными приборами. На вагоны нового поколения допускается устанавливать поглощающие аппараты энергоемкостью не менее 70 кДж  (максимально  до 200 кДж).  

Вагонные тормоза должны обеспечивать установленные нормативы тормозной массы вагона и расчетные коэффициенты тормозного нажатия, соответствующие скорости движения 120 км/ч. Вагоны категории «В» оборудуются типовыми пневматическими и ручными тормозами. На вагонах категорий «С-З» и «С-З-Р» тормозное оборудование должно отвечать техническим требованиям железных дорог обоих стандартов. Поскольку системы тормозов, которые эксплуатируются в поездах на колее 1520 мм и 1435 мм, существенно отличаются, в пневматическое оборудование рекомендуется включать:

  • два воздухораспределителя с переключателем систем;
  • один унифицированный воздухораспределитель, допущенный к эксплуатации ОСЖД/МСЖД.

Преимуществом вагонов нового поколения должна стать их высокая надежность. Основным показателем надежности является параметр потока отказов ¾ среднее количество отказов на 100 тыс.км пробега вагона. Параметр потока отказов, сравнительно с теперешним состоянием, должен значительно уменьшиться и составлять для нового вагона  = 0,2¸0,5 [1/105 км]. Данной нормой предусмотрено сократить количество неплановых ремонтов в среднем до одного в межремонтный период, что обеспечивается рациональным проектированием, использованием высокопрочных и износостойких материалов, надежных комплектующих, качественных технологий вагоностроения. На первых порах для деталей с  износами (например, гребней обода колеса) могут быть допущены отдельные послабления  с разрешения УЗ и заказчиков частных вагонов.

Повышение надежности должно привести к улучшению безопасности движения поездов. Планируется снижение вероятности катастроф, вызванных отказами вагонов, в три раза (с 3·10-6 до 1·10-6).

Основные показатели ресурса  для всех типов вагонов нового поколения и их составных частей:    

  • ресурс службы — 2 млн.км или 32 года;
  • ресурс до капитального ремонта — 1 млн.км или 16 лет;
  • ресурс до первого деповского ремонта — 250 тыс.км или 4 года.