Skip to main content

Усовершенствование колесных пар. Состояние конструкций

Posted in

колесная параПарк магистральных вагонов УЗ, который эксплуатируется с нормальными осевыми нагрузками: у грузовых вагонов — до 230,5 кН (23,5 тс), у пассажирских — до 176,6 кН (18 тс), оборудованный унифицированными колесными парами типа РУІШ-950. Конструктивные формы, материал, технология упрочнения и формирования колесной пары — все регламентировано стандартами. Этим обеспечиваются достигнутый уровень прочности и эксплуатационной надежности.

Для вагонов с повышенной осевой нагрузкой 245 кН (25 тс) размеры деталей колесной пары увеличиваются для обеспечения прочности. Диаметр шейки увеличен до 150 мм (на 11%). Соответственно увеличены и другие размеры сечений оси, толщины диска колеса. Но базовые величины — расстояние между серединами шеек (2036 мм), номинальный диаметр колеса (950 мм), расстояние между колесами (1440 мм) — остаются регламентированными как для нормальных, так и для повышенных осевых нагрузок.

В 80-е годы прошлого столетия произошло катастрофическое увеличение интенсивности износа гребней колесных пар. До указанного периода интенсивность износа вновь обточенных по профилю ГОСТ 9036 гребней на 10 тыс.км эксплуатационного пробега вагона составляла в среднем 0,25 мм, с нарастанием пробега эта интенсивность имела тенденцию снижаться, потому причиной переточки колес было достижение нормативного проката по кругу катания — 9 мм. Затем произошло непредвиденное увеличение износа гребней до 1,5-2 мм/10 тыс.км, то есть почти в 8 раз. Одновременно интенсивность проката значительно уменьшилась, что привело к появлению афоризма «поехали на гребнях». В настоящий момент основной причиной переточки колес стал предельно тонкий гребень. Ресурс колесных пар уменьшился как из-за частых обточек колес (запас износа гребней — 8 мм, нередко исчерпывался уже после 40  тыс.км пробега вагона), так из-за уменьшения толщины обода при каждой обточке (для возобновления очертания гребня нужно снять толстый слой металла). К причинам интенсивного износа гребней относят уменьшение ширины колеи (1520 мм вместо прежней 1524 мм), исключение букс с подшипниками скольжения (вытекающее из них масло смазывало зону контакта колес с рельсами), значительное превышение твердости рельсов по отношению к ободьям колес и др.

Для снижения потерь в результате износа гребней УЗ введены износостойкие профили качения колес, глубокая закалка ободьев, электронаплавка по рабочей поверхности изношенных  гребней. Эти меры позволили довести пробег между обточками колес до 120-200 тыс. км, но «езда на гребнях» все ещё продолжается.