Skip to main content

Совершенствование поглощающих аппаратов.

Posted in

При создании вагонов нового поколения было выдвинуто требование — повысить энергоемкость поглощающих аппаратов с целью сократить повреждения вагонов во время маневровых операций и улучшить защиту груза от продольных динамических ускорений.

Поглощающие аппараты вагонов колеи 1520 мм рекомендуется классифицировать согласно  ОСТ 32.175-2001, которым установлены новые нормативные требования. Аппараты класса Т0 разрешено использовать преимущественно при ремонте старотипных вагонов. Временно допускается установка их на вагоны нового поколения, если это предусмотрено техническими условиями. На универсальные и специальные вагоны нового поколения рекомендуется устанавливать аппараты класса Т1, а на вагоны для перевозки опасных или легко повреждаемых грузов, — Т2. Аппараты класса Т3 должны разрабатываться на перспективу для  вагонов с грузами, которые нуждаются в особой защите от воздействия продольных динамических ускорений.

Почти все ранее разработанные пружинно фрикционные аппараты (кроме Ш6-ТО-4) имеют недостаточную энергоемкость (менее 70 кДж) и отнесены к классу Т0 — ремонтному, а их модернизация для повышения класса неэффективна. Поэтому выполняются разработки принципиально новых конструкций. К классу Т1 относятся  фрикционные аппараты с полимерными упругими блоками. Они остаются простыми конструктивно, имеют достаточный ресурс, не вызывают существенного увеличения себестоимость вагона. Перспективные разработки  эластомерных аппаратов классов Т1, Т2, Т3, которые воспринимают и гасят энергию за счет сжатия и продавливания через узкие щели высоковязкой синтетической жидкости — «эластомера», но их стоимость пока значительно выше, чем фрикционно-полимерных. Гидропневматические аппараты, в которых используется сжатие рабочего газа и дросселирование жидкости, соответствуют классам Т2 и Т3. Но они сложны конструктивно, имеют высокую стоимость и не показывают достаточной надежности в условиях технологии маневровых и сортировочных операций, действующих на железных дорогах колеи 1520 мм.

Фрикционно-полимерный аппарат ПМКП-110А-ЛУ  имеет конструкцию фрикционной части, аналогичную ПМК-110А,  который зарекомендовал себя, как лучший среди ранее применявшихся аппаратов, Буква "П" в названии аппарата обозначает наличие полимерного блока, который заменил традиционные пружины, а  "ЛУ" — шифр производителя и владельца ТУ — Луганское ОАО «СТАЛЬ». Блок трения аппарата  состоит из нажимного  конуса 2; двух клиньев 4, которые взаимодействуют с "неподвижными" пластинами 7; подвижных  пластин 3 и шайбы опорной  5.   Все эти детали штампованные из стали 38ХС. Металлокерамические накладки 6 создают повышенное трение "неподвижных" пластин 7. Последние в начале рабочего хода аппарата передвигаются до упора своими выступами во внутреннюю грань отверстия в корпусе. При последующем ходе пластины 7 остаются уже неподвижными, создавая фрикционные пары с клином 4 (внутренние) и с подвижными пластинами 3 (внешние). Пластины 3 также трутся по корпусу аппарата 10, который отлит из стали 30ГЛС-Б. В начале отдачи (обратного хода) аппарата пластины 7 несколько передвигаются в пределах зазора в соответствующих отверстиях корпуса, при этом взаимное поперечное сжимание фрикционных деталей ослабляется, предотвращая возможное заклинивание. Упругий полимерный блок состоит из шести полиуретановых элементов 8, между которыми размещены стальные пластинки 9, препятствующие потере устойчивости блока. Вместе с повышенной жесткостью полимерный блок имеет свойство дополнительного необратимого поглощения энергии, увеличивая тем самым его амортизационное качество. Взаимное скрепление деталей аппарата осуществляется стяжным болтом 1 с гайкой, под которую подкладывают выпадающую шайбу для предварительной затяжки аппарата.

Расчетная силовая характеристика имеет вид, характерный для аппаратов с фрикционным поглощением энергии. Первый участок 0-1-2 отвечает сжатию при начальном ходе, когда подвижные пластины  еще не включились в работу. На втором участке сжатия 3-4  работают подвижные пластины, что приводит к значительному увеличению коэффициента передачи. Отдача аппарата характеризуется линией 5-6-7-0..

На вагоны нового поколения РФ установлены фрикционно-полимерные аппараты РТ-120  класса Т1, разработанные специалистами РФ совместимо с компанией «Майнер» (США).