Skip to main content

Эксплуатация вагонов в сообщениях между железными дорогами колеи 1520 мм и 1435 мм

Posted in

Изменение ширины колеи
Вагоны, допущенные к обращению на железных дорогах обоих стандартов: «В» (восточные с шириной колеи 1520 мм) и  «З» (западные с шириной колеи 1435 мм), должны удовлетворять требованиям памятки ОСЖД О+Р 516 (или МСЖД О+Р 430-4). Для этих сообщений используются 4-осные тележечные вагоны класса В-З, приспособленные для движения в поездах на магистральных путях евро-азиатского континента, в первую очередь по международным транспортным коридорам.

Известны три способа изменения расстояния между колесами:

  • раздвижные колесные пары,
  • смена колесных пар,
  • перестановка тележек

Раздвижные колесные пары обеспечивают смену ширины колеи в режиме передвижения вагонов по переводным путевым устройствам  с минимальной затратой труда и времени. Однако, как было отмечено ранее, процесс разработки раздвижной колесной пары, которая удовлетворяла бы требованиям надежности и приемлемой стоимости для грузовых вагонов УЗ, — ещё не завершён.

Станция смены колесных пар функционирует на пограничном переходе между Испанией (ширина колеи 1676 мм) и Францией (1435 мм). Принцип работы станции заключается в изъятии колесной пары путём опускания специальным устройством в тоннель и транспортировки её в парк отстоя. Затем на её место подается колесная пара для иного стандарта колеи. Операции по подготовке к смене колесной пары и монтажу вновь установленной выполняются слесарями с использованием подсобных механизмов. Затраты времени на одну колесную пару составляют 3÷6 мин, т.е. за 1 час проходят около четырех 4-осных вагонов. Строительство аналогичной станции в условиях УЗ признано нецелесообразным, потому что тележки UIC на путях колеи 1520 мм не удовлетворяют условиям прочности. В 90-е годы прошлого века были проведены испытания вагонов, оборудованных тележками Y25, на Львовской ж.д. и на кольце ВНИИЖТ. В результате установлен недопустимо высокий уровень динамических усилий и ускорений, вызванный применяемой у нас технологией содержания  рельсового пути. Поэтому все вагоны UIC при поступлении в УЗ будут переставляться на тележки, аналогичные работающей в УЗ модели 18-100.

Пункты перестановки тележек — основные объекты вагонного хозяйства, на которых производится выкатка тележек для колеи входного стандарта — В (или З) и подкатка тележек для колеи иного стандарта — З (или В). Пункты оборудованы:

  • специальными путями длиной до 1200 м для пропуска тележек для ширины колеи 1435 и 1520 мм;
  • домкратами для подъемки кузовов;
  • конвейерными устройствами для перемещения тележек на пути отстоя и перестановки и отстоя.

 Адаптация вагонов УЗ к следованию на железных дорогах Европы
Сцепы из вагонов класса ВЗ после перекатки тележек должны быть оборудованы по концам специальными объединенными сцепками {CЛАЙД 5.12},   допускающими соединение с винтовой упряжью UIC.

Тормозные приборы устанавливаются в соответствующий режим работы.

Адаптация вагонов UIC к следованию на железных дорогах    колеи 1520 мм
Кузова вагонов перекатываются на специальные тележки ДК}, либо на тележки мод. 18-100 с установкой пятниковых адаптеров и раздвижных скользунов.