Топографические и геологические условия
Трасса линии Ухань — Гуанчжоу (рис. 1) проходит как по равнинной, так и по гористой местности, включая горный массив Наньлин, и пересекает большое число рек, в том числе протекающих в горных долинах, а также дельту реки Чжуцзян (Жемчужная).
Геологические условия на трассе характеризуются наличием территорий, занятых отработанной горной породой вблизи заброшенных шахт, карстовых рельефов, песчаных наносов и других особенностей, существенно осложнивших строительство. Только суммарная длина карстовых зон превысила 310 км.
Рис. 1. Схема высокоскоростной линии Ухань — Гуанчжоу
Общая характеристика линии
Линия спроектирована в расчете на объем перевозок 80 млн пассажиров в год в каждом направлении. Три станции (Ухань, Чанша- Южный и Гуанчжоу-Южный) из 18 построенных на линии рассчитаны на большие размеры отправления и прибытия поездов.
Для того чтобы упростить пассажирам пересадки между поездами высокоскоростными и обычными, новая линия связана с сетью обычных железных дорог 12 соединительными участками суммарной длиной около 100 км. Так, в районе станции Чанша построено в общей сложности 20,5 км соединительных участков. Благодаря этому высокоскоростные поезда могут обслуживать станции и терминалы на других линиях.
О масштабах проекта дают представление показатели, представленные в табл. 1. Две трети протяженности линии приходится на искусственные сооружения: построены 691 мост большого и среднего размера и 226 тоннелей. В пределах городов Чанша и Гуанчжоу линия проходит в тоннелях, что исключает ее влияние на городскую жизнь на уровне улиц. Сооружены 144 путепровода на пересечениях с автомобильными и железными дорогами и линиями электропередачи.
Таблица 1
Основные характеристики высокоскоростной линии Ухань — Гуанчжоу
Параметр |
Значение |
Ширина колеи, мм |
1435 |
Длина, км |
1068 |
Максимальная эксплуатационная скорость, км/ч |
350 |
Расстояние между осями путей, мм |
5000 |
Минимальный радиус кривых, м |
7000 |
Радиус вертикальных кривых, тыс. м |
30 |
Объем земляных работ, млн м3 |
102,1 |
Число мостов и виадуков |
691 |
Суммарная длина мостов и виадуков, км |
468,5 |
Число тоннелей |
226 |
На всем протяжении линии бесстыковой путь со сварными рельсами (в том числе на 169 стрелочных переводах) уложен на безбалластном основании (рис. 2). Исключение составляют только станции Ухань и Гуанчжоу-Южный, где применен балластный путь.
При сооружении линии потребовалось обустроить 52 крупных временных предприятия, в том числе для дробления камня, и 39 площадок по изготовлению железобетонных конструкций для искусственных сооружений. Пять заводов занимались производством шпал. Бригады по укладке пути работали с пяти баз, расположенных вдоль трассы линии. На протяжении 94,7 км установлены шумозащитные барьеры, а вдоль всей линии — железобетонные ограждения.
Линия Ухань — Гуанчжоу электрифицирована на переменном токе по системе 2x25 кВ, 50 Гц с автотрансформаторами. Питание контактной сети осуществляется от 20 тяговых подстанций. На линии построены 21 пост секционирования, 39 автотрансформаторных постов и 23 распределительных устройства. Площадь служебных зданий составила 970 тыс. м2.
В Ухане и Гуанчжоу построены основные депо для осмотра и ремонта электропоездов. Имеется также депо в Чанша. База по обслуживанию инфраструктуры расположена в Гуанчжоу.
Рис. 2. Участок безбалластного пути на одном из мостов линии Ухань — Гуанчжоу
Железные дороги Мира — 2011