Skip to main content

Ширина колеи в мире

gaugeШирина колеи - это дистанция между внутренними боками ж/д ресльса. Стандартная ширина (нормальный путь)равна 1435 мм (или 4 фута и 8,5 дюймиов) наиболее распространена в мире и употребляетсяв на 60 % линий. Широкий путь это когда ширина колеи больше, чем нормальная ширина.

Узкий путь – ширина колеи меньше, чем нормальная ширина. Метрический путь - ширина колеи меньше 1 метра. Некоторые пути оснащены 3-4 рядами рельсов, чтобы позволить движение транспортным средствам с различной ширриной колеи. Специальное оборудование позволяет перейти на другую ширину колеи. Во всех случаях это замедляет движение (скорость снижается, от нескольких километров в час до полной остановки, чтобы заменить божи – тележку вагона, основу, на которой крепятся колеса и которую меняют при переходе на другую ширину колеи). Колеи разной ширины существует сотни по всему миру от 305 мм (Ruislip Lido Railway, на севере Лондона) до 9 м (в России, для транспортировки кораблей). Каждой ширине в целях обеспечения безопасности соответствует свой наклон шины колеса (чтобы стабилизировать колесные тележки и оси)и в целях их меньшего износа (дифференциальный эффект). Для этого существут специальная геометрия осей, как на уровне бандажа, так и на уровне их продвижения по внутренней стороне рельса.

Положение колес на рельсе

  • Поверхности движения: колесо и рельс
    • Наклон колеса 1/40
    • Угол наклона рельса 1/20 (1/40 в немецкой системе, например)
  • Отклонение оси на пути (Согласно Бернскому соглашению по техническому единообразию)
    • Ось: 1410 – 1426 мм, измеренная на 10 мм под кругом движения
    • Путь: 1432 – 1470 мм измеренный на 14 мм под кругом движения
    • Отклонения пути могут колебаться от 6 до 40 мм
  • Двойной контакт колеса с рельсом
    • Для каждой ширины колеи- свой фланец колеса
    • свои концы стрелок и внутреннее устройство пути.

 

Вогнутость колес определяется стандартом STI (Technical Infrastructure Standard/ технический стандарт инфраструктуры). Евросоюз установил для каждой скорости свою конусность для ж/д осей. Cooтветствующая конусность рассчитывается так (где Е: ширина пути. Еа: ширина активных сторон):

  • y = 3 mm если E – Ea >=7 mm
  • y = [(E – Ea) – 1]/2 если 5 mm ≤ E – Ea < 7 mm
  • y = 2 mm если E – Ea < 5 mm

Разная ширина колеи была создана также и как средство защиты, чтобы замедлить продвижение военных и военной техники.

gauge