Skip to main content

Эксплуатационная характеристика грузовых вагонов

Posted in

Транспортная пригодность грузов, передаваемых к перевозке, определяет типы, а иногда, и серии соответствующих им вагонов.    Грузовые вагоны даже того же самого типа отличаются друг от друга числом осей, собственной массой, грузоподъёмностью, размерами и свойствами вагонных кузовов, оснащением, отвечающим перевозке определённых грузов, степенью пригодности используемой конструкции к технологии процессов погрузки. 

Характеристика вагонов, допущенных к эксплуатации, должна быть детальной и помимо определения типа вагона должна учитывать следующие параметры:

Собственная масса вагонов –тара [t] Сопротивление движению поезда зависит от массы брутто вагонов, и тем самым от собственной массы вагонов. Естественным является стремление к снижению собственной массы вагонов., что позволит увеличить их грузоподъёмность.

Грузоподъёмность вагона [t] – от 20 тонн (двухосные вагоны) до 60 тонн (четырёхосные вагоны). Выгоны с большей грузоподъёмностью более эффективны, поскольку располагают большей перевозочной способностью (бóльшая масса перевозимых грузов = меньшее число отправляемых поездов). Соотношение массы вагонов и его грузоподъёмности (обозначаемое как коэффициент тары) в этом случае лучше, а в случае выполнения маневров количество вагонов, задействованных при этих операциях, меньше.

Параметры вагонов в отношении до их собственной массы определяют коэффициент тары:

 -технический коэффициент    
KT=T/G [%],
где:
T – тара [t], G – грузоподъёмность [t],

- погрузочный коэффициент
Kł=T/ł=T/Gλg[%],
где: λg=ł/G [%], ł – масса груза, G – грузоподъёмность [t],
- эксплуатационный коэффициент
Ke=T(1+α)/zd,
где: α – коэффициент порожнего пробега, zd – динамическая нагрузка [t]

Далее получаем следующее неравенство: 
Ke > Kł > KT.

Погрузочная вместимость вагона [m3/t] определяется по следующей формуле:
Vo=V/G
где:
V – геометрическая вместимость вагона [m3],
G – грузоподъёмность вагона [t]

Собственная масса груза [t/m3] определяется по следующей формуле:
γ0=1/V0

Пусть γ обозначает действительную собственную массу груза. В ситуации, когда γ > γ0, имеет место быть не использование вместимости вагона. В ситуации же, когда γ < γ0, речь идёт о не использовании грузоподъёмности вагона.

Площадь погрузки вагона  [m2/t] определяется по следующей формуле:
f=F/G
где:
F – площадь пола [m2],
G – грузоподъёмность вагона [t]