Skip to main content

Электропоезд Dart для железных дорог Польши

Posted in

Первые из 20 заказанных электропоездов междугородных сообщений Dart постройки компании PESA поступят в эксплуатацию на железных дорогах Польши в декабре 2015 г. Одновременно продолжается подготовка к вводу в регулярную эксплуатацию в Польше электропоездов FLIRT, которые строит консорциум в составе компаний Stadler и NEWAG.

Первый междугородный электропоезд от PESA

В декабре 2014 г. была начата эксплуатация на железных дорогах Польши электропоездов Pendolino, поставленных компанией Alstom. Спустя год польский оператор междугородных сообщений РКР Intercity планирует открыть регулярную эксплуатацию электропоездов Dart постройки компании PESA (рис. 1).

Поезд Dart

Рис. 1. Поезд Dart (фото: П. Яковлев)

В соответствии с контрактом, подписанным в феврале 2014 г., до конца 2015 г. PESA должна поставить для РКР Intercity 20 электропоездов. Контракт на сумму 1,3 млрд злотых (около 310 млн евро) предусматривает также выполнение их технического обслуживания силами изготовителя в течение 15 лет. Создание поезда Dart знаменует для компании начало освоения нового сектора рынка — моторвагонного подвижного состава для дальних сообщений.

Поезд Dart длиной 150 м состоит из восьми вагонов. Из девяти тележек обмоторены три — две крайние и одна промежуточная, расположенная между вторым и третьим вагонами (рис. 2). Предусмотрена возможность работы до трех поездов по системе многих единиц.

Тележка поезда Dart

Рис. 2. Тележка поезда Dart (фото: П. Яковлев)

Поезд снабжен шестью асинхронными тяговыми двигателями мощностью по 400 кВт. Суммарная длительная мощность — 2,4 МВт, максимальная — 4 МВт. Максимальное ускорение — 0,6 м/с2. Тяговое оборудование поезда Dart, как и ряда других поездов постройки PESA, изготовлено испанской компанией Ingeteam. Электрооборудование размещено преимущественно на крыше, что способствует снижению уровня шума в салоне.

Новый поезд предназначен для эксплуатации на участках, электрифицированных на постоянном токе напряжением ЗкВ. Оператор инфраструктуры железных дорог Польши — компания РКР PLK отказалась от реализации планов перевода магистральной линии Centralna Magistrate Kolejowa (СМК) от Варшавы до Катовице на переменный ток напряжением 25 кВ, частотой 50 Гц. Конструкционная скорость поезда — 200 км/ч, однако в эксплуатации его скорость будет ограничена до 160 км/ч. Проведенные в мае 2015 г. испытания на линии СМК показали, что такая скорость может быть достигнута на многих участках. В дальнейшем на основе платформы Dart PESA намеревается выпускать поезда, способные развивать скорость до 250 км/ч.

Технические данные поезда приведены в табл. 1.

Таблица 1. Технические характеристики поезда Dart

Параметр Значение
Длина, мм 150320
Ширина, мм 2820
Высота, мм 4300
Ширина колеи, мм 1435
Максимальная скорость, км/ч 160
Ускорение, м/с 0,6
Диаметр колеса, мм 920
Число мест для сидения:
всего
в том числе первого класса
352
60
Число мест для велосипедов 6

Безопасность и комфорт

Вагоны поезда, изготовленные из высокопрочной стали, соответствуют требованиям ударопрочности, установленным европейским стандартом EN 15227. Прочность кузовов рассчитана исходя из четырех возможных сценариев: столкновение двух идентичных поездов массой 185 т со скоростью 36 км/ч, столкновение с грузовым вагоном массой 80 т со скоростью 36 км/ч, столкновение с автоприцепом массой 15 т со скоростью 110 км/ч, столкновение с автомобилем или крупным животным. Лобовая часть снабжена конструктивными элементами, поглощающими энергию соударения.

В поезде предусмотрено 352 места для сидения (рис. 3), из них 60 — в салоне первого класса. Пассажирские кресла в салоне первого класса расположены по схеме 2+1. Между креслами установлены столики (рис. 4). В салоне второго класса кресла расположены по схеме 2+2 (рис. 5). Пассажирские кресла изготовила компания Kiel. В таком кресле пассажир может чувствовать себя достаточно комфортно в течение поездки, длящейся до 8 ч. Салон выполнен с учетом требований повышенной шумоизоляции.

Компоновка пассажирских помещений поезда Dart

Рис. 3. Компоновка пассажирских помещений поезда Dart

Салон первого класса поезда Dart

Рис. 4. Салон первого класса поезда Dart (фото: П. Яковлев)

Салон второго класса поезда Dart

Рис. 5. Салон второго класса поезда Dart (фото: П. Яковлев)

Над креслами предусмотрены полки для ручной клади пассажиров. Крупногабаритный багаж размещают на стеллажах (рис. 6). Предусмотрены места для перевозки почты. Поезд соответствует требованиям обеспечения условий для лиц с ограниченной мобильностью (TSI PRM). Выделены места для шести велосипедов. В вагонах имеются семь туалетов, один из которых предназначен для пассажиров с ограниченной мобильностью, а еще один — только для персонала. Для отдыха поездной бригады отведены несколько кресел, для начальника поезда — служебное купе (рис. 7). В третьем от головы поезда вагоне предусмотрен бар-буфет.

Стеллажи для крупногабаритного багажа в поезде Dart

Рис. 6. Стеллажи для крупногабаритного багажа в поезде Dart (фото: П. Яковлев)

Служебное купе поезда Dart

Рис. 7. Служебное купе поезда Dart (фото: П. Яковлев)

Салон и кабина машиниста снабжены кондиционером. Предусмотрены системы видеонаблюдения и информирования пассажиров. Поезд оснащен системой дистанционного мониторинга параметров и контроля состояния оборудования.

В соответствии с требованиями компании-оператора высота пола над УГР во всех внутренних помещениях поезда составляет 1220 мм. Высота пола при входе —760 мм. Проходя в салон, пассажиры поднимаются по двум внутренним ступенькам. Используя выдвижную ступеньку, можно проводить посадку с платформ высотой 550 мм.

От испытаний — к регулярной эксплуатации

В конце мая 2015 г. начались ходовые испытания первого поезда, а в июне он был отправлен в испытательный центр в Жмигруде. Центр испытаний подвижного состава, расположенный в г. Жмигруд в окрестностях Вроцлава, был открыт в 1996 г. Его строительство продолжалось более 10 лет. В составе кольцевой линии протяженностью 7725 м имеются кривые радиусом 600, 700, 800 и 900 м и прямой участок длиной 1314 м.

Из-за наличия кривых относительно малого радиуса возможности достижения на испытательной трассе высокой скорости ограниченны. Поезда могут развивать скорость 160 км/ч только на коротком прямом участке, после чего обязательно требуется торможение. Первоначально предполагалось сооружение кольцевой линии длиной 40 км для проведения высокоскоростных испытаний, однако из-за отсутствия финансирования от этих планов пришлось отказаться. Ограниченны и возможности системы тягового электроснабжения. В настоящее время в контактной сети применяется только напряжение 3 кВ постоянного тока. Создание базы для проведения в Жмигруде испытаний многосистемного подвижного состава считается одной из приоритетных целей, однако для этого необходимо соответствующее финансирование.

После завершения испытаний на специальной трассе и на сети железных дорог Польши поезд демонстрировался на международной выставке TRAKO 2015, проходившей в сентябре 2015 г. в Гданьске (см. «ЖДМ», 2015, № 11, с. 11-16).

РКР Intercity предполагает использовать поезда Dart в коридорах Еленя-Гура — Лодзь — Варшава — Белосток/Люблин и Бельско-Бяла — Варшава — Белосток/Люблин. Из фонда программы ЕС POIiS были предоставлены средства для оплаты 70% стоимости новых поездов. Их техническое обслуживание будет осуществлять компания ZNTK ММ —дочерняя PESA на ремонтной базе в городе Миньск-Мазовецки, где ранее проходили ремонт электропоезда серии EN57.

Железные дороги мира - 2015, № 11