Skip to main content

Что такое железнодорожная сигнализация?

Железнодорожная сигнализацияЖелезнодорожная сигнализация - это совокупность средств и объектов, которые  передают машинистам команды,  позволяющие надежное движение поездов на всех ж/д путях.

Как правило, каждая  железнодорожная  компания имеет свою специфичную сигнализацию, и ее унификация (единообразие)- это  важный вопрос для интероперабельности железнодорожных сетей в Европе и Северной Америке, где присутствие сотни частных компаний, уже давно обязало принять серьезные усилия по стандартизации.

Цель
Железнодорожная сигнализация является способом передачи приказов машинисту транспортного средства  для избежания:

  • Риска, связанного с железнодорожным движением:
    • лобовое столкновения, когда два поезда движутся навстречу друг другу по одному пути;
    • столкновение вдогонку, когда один поезд догоняет другой, который движется впереди;
    • столкновение по касательной, когда поезд входит на стрелку, уже занятую  поездом, который движется с другой стороны;
  • Риска схода с рельсов (ограничения скорости на кривых, на стрелках и в зоне работ).
  • Риска на железнодорожных переездах, на перекрестках с дорогами.

Риск лобового столкновения регулируется переключением направления. Риск столкновения вдогонку регулируется механизмами, которые разбивают линию на участки. Риск столкновения по касательной регулируется внутренними переключателями поста стрелкочника (переключение маршрутов, переключение транзита). Риск схода с рельсов регулируется ограничителями скорости, системой слежения за нагрузкой и за температурой коробки осей. Риски на железнодорожных переездах регулируются  устройством объявления поездов.
 
Сигнализация классическая или придорожная
Классическая сигнализация состоит из сигналов, которые находятся (или встроены) вдоль пути (она также известна, как придорожная). Мобильная(переносная) сигнализация и / или временная (например, при работах), могут дополнять постоянные фиксированные знаки.
Сигнализация включает в себя различные типы сигналов:

  • световые сигналы;
  • механические сигналы (под угрозой исчезновения);
  • сигналы рукой/движениями (огни, флажки);
  • звуковые сигналы (петарды, клаксоны).

Соблюдение сигналов является настоятельной необходимостью, непременным условием безопасности.

Сигнализация в кабине машиниста
С появлением высокоскоростных поездов, придорожные сигналы не обеспечивают больше безопасное движение, потому что за пределами определенной скорости, предоставляемая информация больше не воспринимается водителем. Поэтому были разработаны системы, в которых такая же самая информация будет отображаться прямо в кабине. Можно даже объединить два вида, т. е. систему сигнализации в кабине и придорожные маркировки на случай, если с первой произошел сбой или же для составов, которые не оснащены дисплейным модулем оповещения (ad hoc)

ETCS
В целях единообразия и  интероперабельности на железной дороге, европейские железные дороги будут постепенно оснащаться  автоматической сигнализацией в кабине и контролем единой скорости.

Европейская система управления движением поездов (ETCS сокращение от  European Train Control System) является одним из компонентов ERTMS – системы, которая предназначена заменить большое количество систем и сигналов и сигнализаций в кабинах, которые в настоящее время используется в сети европейских железных дорог.

Эта система должна позволить быстрое прохождение границы, с обеспечением безопасности дорожного движения. Её реализация ожидается в первой фазе на высокоскоростных железнодорожных линиях и в долгосрочной перспективе – на традиционных ж/д сетях. Начиная с 2000 года эта система испытывается на линиях Федеральные железных дорог Швейцарии (CFF), Deutsche Bahn (Германия), ÖBB (Австрия) и другие.

Трамвайная сигнализация
Трамвайная сигнализация не нормируется и зависит от сети. Тем не менее, есть определенные стабильные основные сигналы, такие как для пересечения с улицей. Сигнал «вертикальная черта» означает, что  трамвай имеет право на движение и сигнал «горизонтальная черта» означает, что  трамвай не имеет права на  движение.