Skip to main content

Рекомендуемая продолжительность нахождения вагона в пути

В отношении международных, межагломерационных и межрегиональных  поездов международный союз железных дорог (Union Internationale des Chemins de Fer – UIC (МСЖД)) разработал следующие рекомендации по продолжительности нахождения в пути:

  • на расстоянии до 500 километров время поездки железной дорогой должно составлять до 2/3 времени поездки автомобилем. Меньшее время поездки поездом должно компенсировать время необходимое для доезда до железнодорожного вокзала и приезда до места назначения с железнодорожного вокзала. Помимо вышесказанного время нахождения в пути   не должно превышать 225 минут, что обеспечивается коммерческой скоростью в 135 км/ч. В случае поездки на расстояние в 300-500 километров, где основным показателем является время нахождения в пути, сравнение железнодорожного транспорта с авиационным является субъективным и зависит от удалённости аэропорта от агломерации (время необходимое для доезда пассажиров до и от аэропорта). В большинстве случаев время поездки железной дорогой, совершаемой с коммерческой  скоростью Vh=120-135km/h меньше времени, затрачиваемого на авиаперелёт.
  • на расстоянии 500-800 километров предполагается, что едущий на автомобиле сделает в пути остановку в один час. При расстоянии в 800 километров время поездки не должно превышать 400 минут, что обеспечивается коммерческой скоростью в 120 км/ч. В случае поездки на расстояние свыше 800 километров сравнение железнодорожного транспорта с автомобильным теряет смысл, поскольку время нахождения в пути в случае поездки на автомобиле значительно увеличивается по причине остановки едущего автомобилем на ночлег. В случае поездки на расстояние свыше 500 километров, где единственным критерием является  время следования в пути, сравнение железнодорожного и авиационного транспорта неуместно по той причине, что авиационный транспорт в данных случаях находится вне конкуренции.


Согласно данным МСЖД в случае поездки на расстояние в 300-600 километров доля железнодорожного транспорта в пассажирском сообщении составляет:

  • около 40%, если время следования в пути составляет 4 с половиной часа,
  • около 47%, если время следования в пути составляет 4 часа,
  • около 60%, если время следования в пути составляет 3 часа,
  • около 82%, если время следования в пути составляет 2 с половиной часа.

Из вышесказанного становится ясным значение времени следования в пути, как критерия, обуславливающего организацию пассажирских перевозок. Основным показателем, влияющим на время следования в пути, является скорость. Требования к скорости международных, межагломерационных и межрегиональных поездов способствуют модернизации железнодорожных линий. Скорость таких поездов обуславливается наличием на маршрутной линии отрезков пути с ограниченной скоростью движения, а также числом и продолжительностью кривых пути. 
 
В отношении агломерационных и региональных поездов рекомендуемая максимальная скорость составляет Vm=100 -120 км/ч. Иногда в пассажирском сообщении встречается скорость 160 км/ч (например в сообщении между центром конурбации  и выбранными пригородными пунктами / отдалённым аэропортом).

Скорость пассажирских перевозок определяется посредством следующих параметров:

  • Vm     – максимальная скорость с учётом конструкционных особенностей локомотива, вагонов, тяговых характеристик локомотива, % тормозного веса,
  • Vt     – техническая скорость на всём протяжении пути следования либо на его части. Без учёта времени стоянки на промежуточных станциях.
  • Vh     – коммерческая скорость на всём протяжении пути следования либо на его части. С учётом времени стоянки на промежуточных станциях.


Получаем следующее неравенство:

Vm > Vt > Vh